Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. Приступая к изучению первого вопроса, необходимо понимать, что русская культура является составной частью мировой культуры






Приступая к изучению первого вопроса, необходимо понимать, что русская культура является составной частью мировой культуры. Несомненно, что русская культура несет на себе определенный отпечаток культур других народов; в то же время она сама оказала существенное влияние на развитие культур многих народов и на мировую культуру в целом.

Являясь по своей направленности в основном европейской, русская культура весьма существенно отличается от нее и имеет свои собственные ритмы и этапы культурного развития, не совпадающие с западноевропейскими, поэтому периодизация русской культуры коренным образом отличается от периодизации развития западноевропейской культуры.

Среди наиболее важных отличительных особенностей русской культуры следует отметить следующие: бинарность, катастрофизм, дискретность, периферийность развития.

При изучении второго вопроса студент должен хорошо представлять, что культура Киевской Руси — это начальный этап развития древнерусской культуры, которая возникла путем своеобразного «слияния» двух разных по своей сути культур — языческой культуры восточных славян и христианской культуры Византии после принятия в 988 г. христианства на Руси. При этом студент должен понимать, что культура Киевской Руси не является простым продолжением культуры предшествующего времени. Это качественно новая самобытная культура, отличающаяся от всех других, в том числе и от византийской. Следует также представлять ближайшие и отдаленные последствия вхождения Руси в круг православных стран и влияние православия на развитие русской культуры. Необходимо уяснить, что именно в период существования Киевской Руси сложилась та мощная культура, которая затем явилась основой для развития русской, украинской и белорусской культур.

В процессе подготовки к третьему вопросу следует вспомнить, что в конце 30-х гг. XIII в. на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие, принесшее неисчислимые беды и лишения русскому народу. А после нашествия на Руси установилось тяжелое иго, продолжавшееся два с лишним века. Большинство историков и культурологов считает монголо-татарское иго явлением глубоко отрицательным для развития русской культуры. Вместе с тем нужно отметить, что вопрос о взаимоотношениях Руси и Орды неоднозначно трактуется в литературе. Ряд авторов полагает, что появление татар и возникновение на границах с Русью Золотой Орды явилось решающим фактором для дальнейшего развития русской государственности, укрепления церкви и православия.

Период XIII–XV вв. в плане развития культуры можно разделить на два этапа. Первый длится со второй половины XIII до середины XIV в. Он характеризуется регрессом, стремлением сохранить то, что осталось от русской культуры после нашествия. Вместе с тем студент должен понимать, что, причинив огромный ущерб русской культуре, монголо-татары отнюдь не уничтожили ее и уже с конца XIII в. появляются некоторые признаки возрождения. В этот период самыми значительными культурными центрами были Псков и Новгород, не пострадавшие от нашествия.

Второй этап начинается со второй половины XIV в. Он знаменует собой подъем русской культуры, что связано с успехами хозяйственного развития, а также военными успехами в борьбе с татарами. Происходит подъем народного самосознания, усиливается тяга к единству русских земель, собирателем которой стала Москва. Она же становится и основным культурным центром русских земель.

При подготовке к четвертому вопросу следует уяснить, что в рассматриваемом периоде русской культуры можно выделить три этапа: первый — с конца XV до середины XVI в., второй — с середины XVI до начала XVII в., третий — XVII в.

Для русской культуры первый период ознаменован большими успехами. В это время происходят три важных события: образование единого русского государства, освобождение от многолетнего татарского ига, формирование великорусской народности. С конца XV в. появляется и само название — Россия. Студент должен знать наиболее выдающиеся достижения русской культуры в этот период. Особое внимание следует обратить на успехи в области иконописи, архитектуры, а также на формирование теории «Москва — третий Рим».

Для второго периода характерно замедление развития культуры, причинами чего служило усиление крепостнических отношений, разорение экономики, вследствие опричнины и Ливонской войны. Политическое развитие страны этого времени чрезвычайно противоречиво: с одной стороны, реформы Избранной Рады и складывание сословно-представительной монархии, а с другой стороны — опричнина. Студент должен знать о публицистических произведениях того времени, в которых нашли отражение различные взгляды на пути и методы централизации, о роли и характере царской власти, об отношении монарха и подданных.

Третий период характеризуется началом кризиса русской средневековой культуры. Студенту необходимо уяснить, с чем это связано. В истории страны XVII в. фактически стал переломным — это последний век русского средневековья. В политической и экономической сферах происходят весьма серьезные изменения. Это оказало сильное влияние и на развитие культуры, она также вступает в переломный момент своей истории. Средневековая культура переживает кризис, и на смену ей начинает появляться новая. Студент должен понимать, что определяющим в этом процессе было разрушение средневекового мировосприятия, религиозного в своей основе. Средневековая культура уже не могла обеспечить потребности развития общества и государства.

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 381–413, 414–418.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С 249–285.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 132–145, 191–211, 212–224, 442–449.

Дополнительная

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Издательство «Глаголъ», 1995.

3. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

5. Лихачев Д.С. раздумья о России. 2-е изд. СПб.: Издательство «Logos», 2004.

6. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учебное пособие для вузов. СПб.: СПбГУП, 1996.

7. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.

8. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: Мирос, 1998.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал