Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы






Приступая к изучению первого вопроса, следует хорошо представлять, что основой громадных изменений в культуре являются нововведения в социально-экономической сфере. Непосредственным толчком к бурному переходу от средневековой культуры к новой русской культуре явились реформы Петра I. Они затрагивали все стороны жизни общества: экономику, политический строй, армию, флот, внешнюю политику, культуру. Для первой четверти XVIII в. характерна стремительность преобразований, зачастую насильственная ломка старины «сверху». На все преобразования накладывается отпечаток личности самого Петра I, который боролся с варварством варварскими методами. Студент должен понимать, что процесс перехода от древнерусской культуры к новой был чрезвычайно сложен, многообразен и даже противоречив. Хотя он и был подготовлен всем предыдущим развитием, он не носил плавного характера. Произошел стремительный скачок в развитии культуры, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств, подавляющая часть которых была простым механическим копированием заграницы.

При подготовке ко второму вопросу целесообразно выделить в рассматриваемом периоде два этапа развития русской культуры. Первый — со второй четверти XVIII в. до его конца. Второй — вся первая половина XIX в.

Студенту необходимо понимать, что развитие русской культуры после эпохи петровских реформ происходило в иных исторических условиях. Российская империя переживала период расцвета, значительно вырос ее авторитет, она стала одной из ведущих стран Европы, активно влияющей на европейскую политику. Направленность русской культуры в сторону ее дальнейшей европеизации, стремительно начавшаяся при Петре I, оставалась неизменной. Однако культурные новации касались, в основном, лишь дворянства и не затрагивали основной массы населения.

После смерти Петра I темпы преобразований, замедлились, но, затем, со второй половины XVIII в., наметилось явное ускорение развития культурных процессов. Студенту следует обратить внимание, что на развитие культуры во второй половине XVIII в. определенное влияние оказали идеи просветителей, о приверженности которым заявляла даже императрица Екатерина II. В обществе получили распространение идеи о том, что самодержавие как политическая власть должно опираться на разумные справедливые законы и руководствоваться ими в своей деятельности. Однако в целом идеи просветителей поверхностно воспринимались большинством русского дворянства, а подавляющая часть населения страны не знала о них вообще.

Изучая культуру первой половины XIX в., студенту следует обратить внимание, что на развитие культуры этого времени огромное воздействие оказали два события. Первое — это Отечественная война 1812 г., ставшая своеобразным рубежом в развитии национального самосознания. Война вызвала подъем патриотических сил, победа в ней воспринималась как общенациональная. Последствия войны 1812 г. связаны со вторым важным событием этого периода — движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года».

Для культурного процесса в России первой половины XIX в. характерна тенденция к ускорению развития и определенной демократизации. Именно в это время русская культура достигает небывалого доселе уровня. Формируется современный русский литературный язык. Усиливаются культурные связи России с другими странами, русская культура воспринимает лучшие достижения культуры других народов. Причем это восприятие носило творческий характер, не было того «механического» перенесения западной культурной традиции на русскую почву, как это имело место в начале XVIII в.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен знать, что для культуры в пореформенный период характерно дальнейшее ускорение ее развития и демократизация. В общественно-культурной жизни страны во второй половине XIX в. все большую роль стала играть интеллигенция. Как особый социальный слой она стала формироваться еще раньше, и в пореформенную эпоху этот процесс фактически закончился. Причем преобладающим в интеллигенции становится разночинный элемент. Этим в значительной степени объясняется демократизм и высокая гражданственность русской интеллигенции.

При изучении четвертого вопроса следует подчеркнуть, что конец XIX – начало ХХ в. занимает исключительное место в русской культуре. Это поистине переломный период. Как и всякие переломные периоды истории, это время противоречиво. Все процессы, стремительно происходившие в обществе, не могли не влиять на развитие культуры, но нельзя упрощать воздействие этого влияния. Оно было не прямым, сложным, неоднозначным. В то же время этот этап развития русской культуры был плодотворным, ярким, чрезвычайно разнообразным. Н.А. Бердяев оценивал это время как «русский культурный ренессанс». Период конца XIX – начала ХХ столетия вошел в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием «Серебряного века».

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 418–429, 430–444, 445–453.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 481–501, 503–529.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 450–460, 461–492.

Дополнительная

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1.

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

3. Варакина Г.В. Проблемы философии культуры на страницах художественных журанлов «серебряного века» // Вопросы культурологии. 2007. №2. С. 16–20.

4. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

5. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.

6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

7. Лихачев Д.С. раздумья о России. 2-е изд. СПб.: Издательство «Logos», 2004.

8. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал