Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические советы. Приступая к изучению первого вопроса, следует обратить внимание на такие проблемы, как кризис социально-экономических
Приступая к изучению первого вопроса, следует обратить внимание на такие проблемы, как кризис социально-экономических, политических и социальных форм общественной жизни, идеалов и ценностей, а также поиски причин кризиса цивилизации и культуры, путей выхода из него в трудах по культурологии и общественной мысли. Необходимо рассмотреть культурологические причины кризиса цивилизации и глобальные проблемы: истощение ресурсов, перенаселение, деградацию и загрязнение среды обитания, мировой терроризм, распространение ядерного оружия. Особо следует обратить внимание на проблему взаимодействия различных цивилизаций, обострившуюся на исходе ХХ в., прежде всего христианской и мусульманской. При подготовке ко второму вопросу следует помнить, что некоторые зоны культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри некоторых общественных групп рождаются специфические культурные феномены, которые именуются «субкультурами». Студент должен знать, что характеризует субкультуру, и привести конкретные примеры субкультур. Как правило, субкультуры имеют замкнутый характер и не претендуют на некую универсальность, т. е. не выходят за рамки своей социальной среды. Когда же это происходит, можно говорить уже о контркультурных тенденциях. Студент должен знать, какие значения имеет понятие «контркультура» и как контркультура воздействует на основную культуру. Готовясь к третьему вопросу, следует понимать, что техника — это особое явление культуры, ее своеобразный феномен. В настоящее время существует много определений техники. В целом все они могут быть сведены к двум понятиям: в узком смысле термин «техника» — это инструментальные средства, используемые человеком в его деятельности по преобразованию природы; в широком смысле термин «техника» имеет социальный смысл, ценностный и историко-цивилизационный. Техника понимается как продукт деятельности человеческой цивилизации, как неотъемлемый элемент социальной динамики общества, часть общественного прогресса. Студент должен знать, что техника действительно может характеризовать тот или иной этап развития человечества, так как само развитие культуры неразрывно связано с техникой, поскольку последнее является ее составной, своеобразной культурной ценностью. Уровень технического развития общества является в значительной степени показателем его культурного развития в целом. Однако следует понимать, что эта взаимосвязь зачастую не носит прямолинейного характера. В современных условиях стремительное развитие науки и техники приводит к тому, что индустриальная мощь общества опережает его культурный уровень, т. е. индустриальная мощь становится неадекватной уровню социально-культурного развития большинства членов этого общества. При освещении четвертого вопроса необходимо понимать, что ХХ в. стал самым динамичным в истории человечества и это весьма серьезно повлияло на характер культуры и процессы, происходящие в ней. К тому же, на рубеже ХХ и XXI вв. человек сталкивается со многими новыми, иногда парадоксальными, явлениями. С одной стороны, наблюдается торжество науки, человеческого интеллекта, культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов, а с другой стороны, развивается религиозный фанатизм, национальная неприязнь, противопоставление друг другу различных цивилизаций, неприятие их культурных ценностей. Это порождает много вопросов о дальнейших путях человечества и его культуры. Все перечисленные проблемы нашли свое отражение в трудах видных ученых, таких как О. Шпенглер, П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби, К. Ясперс, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер и др. Студент должен знать основные культурологические концепции, которые распространены на рубеже XX и XXI вв. и уметь изложить их суть. Литература Основная 1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 362–379. 2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 557–599, 601–633. 3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 511–532, 552–575. Дополнительная 1. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / Пер. с нем. СПб.: Университетская книга, 1999. 2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005. 3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 4. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1–2. СПб.: Университетская книга, 1998. 5. Рачеева Е.В. Американизация как процесс глобализации современного общества // Вопросы гуманитарных наук. 2007. №4(31). С. 293–295. 6. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М.: Эксмо, 2005. 7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001. 8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. 9. Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 10. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 11. Хейзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. М.: Прогресс, 1992. 12. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. 13. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Республика, 1994.
|