Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминология и базовые показатели западного и американского финансового менеджмента.






 

К внутрифирменной системе финансовых показателей, используемых в западном и американском финансовом менеджменте можно отнести следующие:

1. Добавленная стоимость – это стоимость, которая была добавлена к стоимости сырья, энергии, услуг в процессе производства и реализации продукции.

 

(1.1)

 

где ДС – добавленная стоимость с налогом на добавленную стоимость;

ВП – стоимость продукции произведенной, а не только реализованной, предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенного производства);

СМ – стоимость потребленных материальных средств производства (без НДС);

У – стоимость услуг сторонних организаций;

Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия, его вкладе в создание национального богатства. Добавленная стоимость без налога на добавленную стоимость

 

, (1.2)

 

2. Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).

 

, (1.3)

или

 

, (1.4)

 

где ФОТ – фонд оплаты труда;

Н – налоги и неналоговые платежи, включаемые в себестоимость, акцизы, налоги с выручки, налог на недвижимость (за исключением налога на прибыль);

П' – прибыль предприятия за вычетом налога на недвижимость;

А – амортизационные отчисления текущего периода;

ФИ – финансовые издержки по заемным средствам (включая проценты по кредитам), которые относятся на себестоимость.

БРЭИ - один из промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления финансами предприятия и составить общее представление о потенциале рентабельности и финансовой гибкости предприятия.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) представляет собой разницу между БРЭИ и всеми затратами на восстановление основных средств.

 

, (1.5)

 

НРЭИ характеризует экономический эффект, «снимаемый» предприятием с затрат.

Экономическая рентабельность активов, исчисленная по НРЭИ (ЭР), то есть экономическая рентабельность всего капитала предприятия.

 

, (1.6)

 

или, используя систему интегрального анализа фирмы Du Pont

 

, (1.7)

 

где оборот – выручка от реализации продукции;

КМкоммерческая маржа, то есть рентабельность продаж;

КТкоэффициент трансформации (коэффициент оборачиваемости активов).

Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие: коэффициент трансформации и коммерческую маржу. При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и наоборот. Примирить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации трудно, так как “оборот” стоит в числителе одной составляющей рентабельности и в знаменателе другой. При наращивании оборота удается удержать высокую экономическую рентабельность, если возросший оборот обеспечивают не раздутые активы, то есть сумма постоянных затрат не меняется. Только в этом случае НРЭИ растет быстрее оборота.

В формулу экономической рентабельности вместо НРЭИ можно ввести показатель чистой прибыли. Если в пассиве выделить акционерный капитал, а вместо НРЭИ использовать показатель чистой прибыли, то получим модифицированную формулу DuPont

 

, (1.8)

 

где ЧРАК – чистая рентабельность акционерного капитала, %;

АК – акционерный капитал;

ЧП – чистая прибыль предприятия.

Сомножитель показывает во сколько раз чистая рентабельность акционерного капитала при использовании заемного капитала больше, чем рентабельность, которую имело бы предприятие при опоре только на самофинансирование.

Обе формулы можно использовать для факторного анализа экономической рентабельности.

5. Сумма покрытия – разница между выручкой от реализации и переменными издержками предприятия. Этот показатель используется для расчета силы производственного рычага.

6. Кеш-флоу (поток наличности, поток платежей). Этот показатель отражает объем ликвидных средств, из которых может осуществляться финансирование инвестиций, выплата дивидендов, создание резервных фондов. Упрощенно кеш-флоу представляет собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений в рассматриваемом периоде. Формула расчета кеш-флоу по наиболее распространенному косвенному методу

 

, (1.9)

 

где - сумма чистой прибыли предприятия, полученной за год:

А – годовые амортизационные отчисления;

- увеличение балансовой стоимости основных производственных фондов;

- увеличение отчислений в долгосрочные фонды рисков.

Показатель кеш-флоу используется для расчета ряда других показателей:

- показатель возможности самофинансирования, который определяется как отношение суммы необходимых инвестиций к величине кеш-флоу, и позволяет судить о том, способно ли предприятие осуществить финансирование инвестиций в течение запланированного срока за счет собственных средств.

- динамический фактор задолженности, который определяется как отношение суммы задолженности к величине кеш-флоу, и характеризует способность предприятия погашать долги. В ФРГ в среднем по промышленности этот показатель равен 5, если предприятие имеет уровень этого показателя меньше среднего (< 5), то обязано указать это в приложении к балансу.

7. Фактические финансовые издержки по привлеченным источникам средств (ФФИ). Почти все источники средств предприятия являются «платными»: банки требуют плату за кредит в виде процентов, привлечение средств в уставный фонд акционерного общества в дальнейшем предполагает выплату дивидендов и т.д. Однако, помимо дивидендов (текущих затрат по обслуживанию долга перед акционерами) предприятие несет единовременные затраты по выпуску и размещению акций, которые также должны быть учтены, например при решении вопроса о целесообразности финансирования деятельности акционерного общества за счет дополнительной эмиссии акций.

Таким образом, при расчете ФФИ учитываются все затраты по привлечению источника средств: расходы на страхование, на поиск источников финансирования (они увеличивают фактические издержки), относительную экономию по налогу на прибыль для кредитов, проценты по которым относят на затраты (она снижает ФФИ).

Вопросы и задания по теме.

1. Каковы основные проблемы управления финансами на отечественных предприятиях:

- с точки зрения среды бизнеса?

- с точки зрения постановки функции управления финансами на предприятии?

2. Что является целью финансового менеджмента предприятия? Различаются ли эти цели для фирм, функционирующих в рыночной экономике и в транзитивной?

3. Объясните следующие 12 принципов делать и сохранять деньги Герберта Н. Кэссона. С какими из них вы не согласны?

- вкладывай деньги только в то, что знаешь;

- не покупай, не отдавай, не давай взаймы и не вкладывай деньги под давлением;

- делай деньги на собственности, а не на планах;

- вкладывай деньги только в то, что можно продать;

- в бизнесе главное прибыль, а не сам процесс;

- покупай во время понижения, а продавай во время повышения цен;

- держи деньги в обороте;

- занимай столько, сколько можно вложить в бизнес;

- никогда не давай взаймы;

- не рискуй больше, чем позволяет капитал;

- ставь на целую отрасль и следи за колебаниями цен

4. Что необходимо знать и какие расчеты необходимо провести финансовому менеджеру, чтобы принять решение в следующих ситуациях:

а) Предприятие может выбирать между арендой оборудования и приобретением его на основе договора лизинга.

б) На каком-то этапе деятельности предприятия происходит падение спроса на его продукцию (товары). Какие меры должно принять предприятие, чтобы не попасть в тяжелое финансовое положение? Возможные варианты:

- найти другие рынки сбыта;

- снизить цены на реализуемую продукцию;

- улучшить потребительские свойства продукции, чтобы повысить спрос на нее;

- полностью поменять ассортимент продукции.

в) Предприятие планирует в следующем периоде увеличение выручки от продаж. Естественно, это вызовет необходимость в увеличении имущества предприятия в части размеров дебиторской задолженности, может быть, и основных средств; кроме того, в составе источников финансирования увеличиться кредиторская задолженность. Целесообразно ли наращивание объемов продаж?

г) Какой метод учета реализованной продукции наиболее предпочтителен для предприятия в следующем отчетном периоде?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал