Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление дебиторской задолженностью
Поддержание определенного объема дебиторской задолженности предполагает осуществление затрат, связанных с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга, но вместе с тем позволяет увеличить объем реализованной продукции. Управление дебиторской задолженностью должно позволять максимизировать чистые денежные поступления от инвестирования средств в дебиторскую задолженность (включая альтернативные издержки) и минимизировать риск возникновения безнадежной дебиторской задолженности. Расчет целесообразности наращивания дебиторской задолженности ведется по следующей схеме: 1. Определяется суммарная прибыль от реализации дополнительных объемов продукции
где Δ В – прирост выручки от реализации продукции, руб.;
Прирост прибыли может быть определен и прямым счетом как произведение прибыли на единицу продукции и количества дополнительно проданных единиц продукции. 2. Рассчитывается прирост дебиторской задолженности (Δ ДЗ) в результате роста объемов реализованной продукции.
где 3. Определяется объем инвестиций
где Ц – цена продукции, исходя из которой рассчитывался прирост выручки от реализации дополнительной продукции. 3. Рассчитывается минимально необходимая прибыль от дополнительных инвестиций
где Если Δ П> Δ Пmin, то чистые денежные поступления от инвестирования средств в дебиторскую задолженность будут положительными. Расчет эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность
где Необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность в плановом периоде, определяется по формуле 9.20.
где
Кредитная политика по отношению к покупателям и политика взыскания долгов тесно связаны с маркетинговой политикой предприятия. Кредитной политики предприятия по отношению к покупателям оказывает влияние на уровень спроса на его продукцию. По сути, ее следует рассматривать как неотъемлемую часть продукции или услуг предприятия. Поэтому кредитную политику предприятия финансовые менеджеры должны разрабатывать совместно с маркетологами. Управление дебиторской задолженностью включает ряд этапов: 1. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям. При этом необходимо учитывать уровень платежеспособности покупателей, правовые условия взыскания дебиторской задолженности, состояние спроса на продукцию предприятия, допустимый для предприятия уровень риска. При консервативной кредитной политике в качестве приоритетной цели рассматривается минимизация кредитного риска, что подразумевает минимизацию сроков кредитования и размера предоставляемых кредитов, ужесточение условий предоставления кредита и процедур инкассации дебиторской задолженности, повышение стоимости кредита. Все это, как правило, сдерживает рост объемов реализованной продукции. Агрессивная кредитная политика направлена на максимизацию прибыли за счет наращивания объемов реализованной продукции, что приводит к появлению высокорисковых с точки зрения возможного невозврата долга покупателей; увеличению размера и периода предоставления кредита и проч. Умеренный тип кредитной политики направлен на поддержание среднего уровня кредитного риска. 2. Формирование условий продаж в кредит. На этом этапе определяются: 2.1 Период кредитования – предельный период, в течение которого покупатель должен оплатить счет за товары, приобретенные им в кредит; 2.2 Кредитный лимит – максимальный размер предоставляемого покупателям кредита, который зависит от типа кредитной политики, выбранной предприятием; 2.3 Стоимость предоставления кредита, то есть система ценовых скидок за ранние платежи: сроки предоставления таких скидок и их размер. Срок предоставления скидки за ранние платежи – период времени, в течение которого за более раннюю оплату счетов покупатель может получить скидку. В зарубежном финансовом менеджменте период кредитования, размер и сроки предоставления скидок принято записывать формулой. Например, товар реализуется на условиях «3/15, нетто 60». Это означает, что если счет будет оплачен в течение 15 дней со дня выставления счета-фактуры, покупателю будет предоставлена скидка в размере 3%, однако, если покупатель не воспользуется скидкой, полная оплата товара должна быть произведена им в течение 60 дней. Расчет целесообразности предоставления скидки проводится следующим образом: - рассчитываются потери
где
- определяется средний размер дебиторской задолженности до
где - определяется величина сокращения среднего размера дебиторской задолженности
- рассчитывается экономия (прибыль)
- рассчитываются чистые денежные поступления
Если значение 2.4 Сезонные датировки – условия предоставления кредита покупателям сезонной продукции, которые стимулируют его производить закупки до наступления периода пиковых объемов продаж, откладывая платежи за нее до времени, когда этот период закончится. Сезонные датировки стимулируют спрос тех покупателей, которые могут заплатить только по завершении определенного сезона. Если предприятие выпускает сезонную продукцию, а объемы производства стабильны в течение года, происходит накопление запасов готовой продукции. Сезонные датировки позволяют в этом случае снизить складские затраты производителя. 2.5 Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями: штрафы, пени, неустойки, размер которых должен позволять покрывать все возможные потери предприятия при нарушении сроков оплаты покупателями, такие как потеря дохода от отвлечения средств в просроченную дебиторскую задолженность, инфляционные потери и проч. 3. Оценка покупателей с точки зрения их надежности (кредитоспособности). Такая оценка проводится с использованием как формальных, так и неформальных критериев: - длительность хозяйственных операций с покупателем и соблюдение им платежной дисциплины в прошлом; - деловая репутация покупателя; - уровень его текущей платежеспособности и финансовой устойчивости; - результативность его деятельности; - уровень спроса на продукцию предприятия-покупателя, размер его запасов готовой продукции; - объем чистых активов покупателя и проч. В результате такой оценки покупатели разбиваются на группы, имеющие разные кредитные условия. 4. Изыскание возможностей ускоренного перевода дебиторской задолженности в денежные средства или высоколиквидные ценные бумаги (рефинансирование дебиторской задолженности). Формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг; учет векселей, выданных покупателями; форфейтинг. Форфетирование – кредитование экспортера (машин, оборудования) с рассрочкой платежа до 5 лет путем приобретения у него векселя за минусом дисконта. 5. Контроль движения и своевременной инкассацией дебиторской задолженности предполагает формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности: напоминания покупателям о сроках платежа (направление писем, телефонные звонки), определение условий, при которых дебиторская задолженность взыскивается в судебном порядке; разработка мер воздействия на недобросовестных дебиторов. Контроль дебиторской задолженности предполагает: а) ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения; б) контроль исполнения обязательств дебиторами и создание в случае необходимости резерва по сомнительным долгам; в) контроль основных показателей, характеризующих эффективность управления дебиторской задолженностью: - средний период инкассации дебиторской задолженности в днях (период оборачиваемости), который характеризует влияние дебиторской задолженности на продолжительность финансового и производственного циклов предприятия.
где
- чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности – сумма текущей дебиторской задолженности за вычетом сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность в ее погашении; - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность
где В ходе контроля дебиторской задолженности может использоваться метод «АВС».
|