Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы разработки финансовой стратегии
Процесс разработки и реализации финансовой стратегии включает ряд этапов: 1. Определение периода, на который разрабатывается стратегия. Он зависит от специфики отрасли, в которой функционирует предприятие, предсказуемости развития финансовой среды, от избранной общей стратегии развития предприятия. В условиях нестабильного развития экономики этот период не может превышать 3-5 лет. 2. Исследование факторов внешней финансовой среды: экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде; конъюнктуры финансового рынка, его сегментов и факторов ее определяющих. 3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия в области его финансовой деятельности. Для этого используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие финансовой деятельности. 4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития финансовой деятельности предприятия. 5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности может выступать повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Затем производится декомпозиция главной цели. 6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Систему взаимосвязанных стратегических целей конкретизируют установлением плановых или нормативных показателей: - минимальный уровень самофинансирования; - предельный уровень финансовых рисков; - минимальная доля собственного капитала в общей сумме и проч. Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии. 7. Собственно разработка финансовой стратегии. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов, определяются главные стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных доминантных сфер. 8. Конкретизация финансовой стратегии и основных ее показателей по периодам реализации стратегии, увязка их между собой и с показателями общей стратегии предприятия. 9 Разработка финансовой политики предприятия: инвестиционной, политики финансирования, в том числе оборотного капитала и т.д. 10. Оценка разработанной финансовой стратегии: - уровня финансовых рисков; - результативности на основе прогнозирования финансовых и нефинансовых результатов разработанной стратегии и проч. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации. 11. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации стратегии: - распределение полномочий и ответственности между руководителями по реализации стратегии и финансовой политики; - разработка стратегии стимулирования работников за вклад в новшества и т.д. 12. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль может осуществляться на основе стратегического финансового контроллинга. Изложенная последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия. Финансовое планирование Сущность, цели, задачи финансового планирования на предприятии. Виды финансовых планов. Финансовое планирование – это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия. Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств. Задачами финансового планирования являются: - определение потребности в финансовых ресурсах - определение возможности и целесообразности внешнего финансирования, выявление имеющихся резервов и на основе этого расчет объема и структуры финансирования. - установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов: целесообразность капитальных вложений, размер дивидендов, размер фондов накопления и потребления и т.д. - синхронизация поступления денежных средств с их выплатой - оценка результативности всех видов деятельности предприятия и т.д. Финансовое планирование базируется на использовании следующих систем: 1. По значимости в плановой деятельности: стратегическое, тактическое, оперативное финансовое планирование. 2. По длительности: долго-, средне-, краткосрочное. Этапы финансового планирования: 1. Определение объекта планирования. 2. Определение того, какая система планов будет использоваться, их формы, способ взаимной увязки показателей отдельных планов. 3. Сбор и анализ необходимой информации. 4. Выбор методов планирования и обоснование нескольких вариантов плановых заданий. 5. Контроль выполнения плановых заданий Количество и формы планов, разрабатываемых предприятием, зависят от специфики деятельности, размеров предприятия, квалификации финансовых работников. Детальный расчет финансовых показателей проводится только для первого планового года, на остальные годы планы носят прогнозный характер. Основа для разработки финансового плана – производственные показатели и стратегия развития предприятия. В мировой практике крупные и средние предприятия в финансовый комплексный план включают следующие балансы. 1. Баланс доходов и расходов (так называемый расчет финансовых результатов), в котором отражаются денежные поступления от всех сфер деятельности, соответственно затраты и финансовые результаты. 2. Баланс движения денежных ресурсов, так называемый кассовый план (сash flow), задачей которого становится сбалансированность в плановом периоде денежных поступлений с платежами. 3. Плановый баланс активов и пассивов, который содержит предполагаемую рациональную структуру имущества и эффективные источники его финансирования. Его разрабатывают в основном крупные акционерные общества и компании, для которых первостепенное значение имеют планы изменения объема и структуры имущества. 4. План стратегии финансирования развития предприятия, обосновывающий размеры инвестиционных затрат и источники их финансирования, а также ожидаемые результаты.
Методы финансового планирования Основой для разработки финансовых планов служат производственные показатели, прежде всего задания по выпуску и реализации продукции, использованию основных фондов, сырьевых и трудовых ресурсов. Кроме того, используются установленные нормы, финансовые нормативы, учитываются сложившиеся тенденции движения ресурсов, выявленные закономерности развития. Для обоснования статей финансового плана используются специальные методы. В зависимости от главных подходов к исчислению эти методы делятся на две группы: 1. непосредственный (метод прямого счета). Он заключается в осуществлении подробных расчетов по каждой статье финансового плана. Для этого используются данные бухгалтерского учета, калькуляции цен и затрат нормы амортизации. Метод прямого счета остается весьма трудоемким из-за множества расчетов и показателей, и в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры не всегда обеспечивает реальность плановых заданий 2. посредственные - методы аналитического счета - заключается в корректировке базовых показателей (достигнутых результатов) на предполагаемые изменения в наступающем плановом периоде с учетом тенденций роста (снижения) взаимосвязанных данных, намечаемых мероприятий по совершенствованию их структуры, ускорению роста и других количественных и качественных показателей. К посредственным методам относят метод удельного веса, метод «Проформа», метод комбинированного счета. Метод удельного веса используется, когда не хватает точной информации о предполагаемых изменениях некоторых показателей. Он применяется для обоснования предварительных вариантов плановых заданий, расчета планового объема запасов материальных ценностей, прибыли, затрат на производство и реализацию продукции. В данном случае на основе полученных данных (иногда и тенденции) рассчитывается процентное соотношение между взаимосвязанными показателями, которое переносится на новый плановый период. Например, при объеме реализации продукции в отчетном периоде в размере 20 млн. руб. запасы материальных ценностей составили 2.4 млн. руб., или 12 %, затраты на выпуск и реализацию продукции – 16, 8 млн. руб., или 84 %, при росте объемов реализации в плановом периоде исходят из того, что эти основные пропорции сохранятся. Метод " Проформа" включает четыре этапа. 1. Оценка базового уровня решающего показателя (например, выручки от реализации продукции). 2. Установление взаимосвязанных с ним других показателей и исчисление их плановой величины. 3. Определение размеров статей, непосредственно не связанных с главным показателем (прямым или аналитическим счетом). 4. Балансировка финансового плана. Использование комбинированных методов предполагает одновременное применение нескольких методов для обоснования отдельных статей плана (посредственных и непосредственных) или усложнение аналитических методов посредством корректировки намечаемых изменений структуры, темпов роста отдельных показателей с учетом средних темпов изменений, влияния решающих факторов, оказывающих существенное влияние в данный период. Бюджетирование в системе оперативного финансового планирования. Структура операционного и финансового бюджетов предприятия. Бюджетирование – инструмент финансового управления, планирования учета и контроля. Это разработка плановых бюджетов. Они могут быть различной формы. Некоторые несут информацию только о затратах (бюджет закупок), либо только о доходах (бюджет продаж), либо о доходах и затратах одновременно (бюджетный отчет о прибыли и убытках). Форму бюджета выбирает само предприятие. Бюджетный период – год, квартал. Бюджет по инвестициям – 3-5 лет. Наиболее широко используется система генерального (общего) бюджета предприятия, состоящего из операционного и финансового бюджетов (рисунок 13.1). Не все бюджеты входят в компетенцию финансового менеджера. С необходимостью при бюджетировании осуществляются прогнозные расчеты. Работа по составлению бюджета осуществляется в несколько этапов: 1. Подготовка прогнозов по основным показателям деятельности (спрос, цены, структура финансового рынка). 2. Составление бюджета продаж в натуральном и стоимостном выражении. 3. Составление бюджета производства в натуральных единицах, исходя из бюджета продаж и остатков готовой продукции на складе. Если производственные мощности предприятия ограничены (по сравнению с объемом спроса), то разработку генерального бюджета начинают с бюджета производства; 4. Расчет объема периодичности закупок сырья и материалов – составление бюджета закупок и т.д. Операционный бюджет может включать также налоговый бюджет. Процесс бюджетирования носит непрерывный, скользящий характер. На основе годовых бюджетов разрабатываются квартальные и месячные. Особая форма бюджета – платежный календарь.
Рисунок 13.1 Схема генерального бюджета предприятия.
Бюджетирование эффективно, если служит основой для принятия финансовых решений, для чего необходима система учета, интегрированная с системой бюджетирования. Бюджетирование может стать основой контроллинга. Затратные бюджеты могут иметь другую форму и предполагать деление затрат на постоянные и переменные. Схема разработки и внедрения системы бюджетирования: 1. Построение модели бюджетирования. Оно начинается с постановки цели и определения ограничений; 2. Определение объектов бюджетирования. Это объекты фирмы, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов. Если объект планирования – предприятие в целом, то модель бюджетирования может включать только группу финансовых бюджетов. Если предприятие разработало и внедрило финансовую структуру управления, то объектами бюджетирования выступают центры финансового учета: центры затрат, прибылей, доходов, инвестиционные (венчурные) центры. Сначала составляются бюджеты по отдельным центрам финансового учета, а затем все эти бюджеты консолидируются. 3. Определение совокупности бюджетов и их форм. 4. Определение регламента системы бюджетирования: - временного регламента, определяющего в какие сроки и через какие промежутки времени будут формироваться бюджеты, когда будет осуществляться учет, контроль и анализ их исполнения; - организационный регламент: распределение полномочий и ответственности. 5. Обучение персонала, реализация бюджетирования. Вопросы и задания по теме 1. Что представляет собой финансовое планирование на предприятии: а) процесс обоснования потребности в материальных ресурсах; б) систему управления качеством продукции; в) определение источников финансирования; г) научный процесс обоснования движения денежных средств, обеспечивающих функционирование предприятия? 2. Составить годовой финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов), используя следующие данные.
Таблица 13.1 – Исходные данные для проведения расчетов
Сделайте выводы.
|