Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционные подходы к организации управления финансами на отечественных предприятиях и схема управления финансами западной промышленной корпорации
Организационная деятельность в области управления финансами предприятия включает два этапа: 1. Создание организационной структуры управления финансами хозяйствующего субъекта. 2. Установление формальных связей в ней путем делегирования полномочий и распределения ответственности. Организационная структура управления финансами предприятия и ее кадровый состав зависят от размеров предприятия; вида его деятельности; национальных особенностей бизнеса в той или иной стране и прочих факторов. Для крупных предприятий наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором (вице-президентом по финансам) и, как правило, включающей службу главного бухгалтера и финансовый отдел (рисунок 14.1). В составе финансового отдела обычно выделяют бюро или группы: - плановые; - расчетные (по пассивам и банковским операциям, по мобилизации внутренних резервов и т.д.). На малых предприятиях роль финансового директора выполняет руководитель или по его поручению – главный бухгалтер. На средних по размеру предприятиях – имеется работник или группа работников (финансово-аналитическое бюро или финансовая группа) в составе бухгалтерии.
Рисунок 14.1- Примерная схема финансового управления в акционерном обществе
Финансовый менеджер с помощью финансовых инструментов и методов осуществляет управление финансовыми взаимоотношениями субъекта хозяйствования, формированием и использованием денежных фондов и капитала, а также контроль этих процессов. Финансовые отношения предприятия включают: - отношения между предприятием и бюджетом по всем видам платежей в бюджет и получения бюджетного финансирования. - между предприятием и внебюджетными фондами, а также государственным пенсионным фондом в форме платеже в эти фонды и финансирования из них - между предприятием и банком при уплате процентов по кредиту; - между предприятиями и организациями при уплате и получении штрафов, неустоек; - получение дивидендов и процентов по акциям и облигациям при инвестировании средств в них; - между предприятием и страховыми организациями при формировании и использовании страховых фондов; - между государством и предприятием в процессе осуществления программы приватизации. Задачи финансовой службы: - финансирование деятельности; - организация денежных расчетов и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками; - изыскание путей повышения прибыли (рентабельности); - обеспечение сохранности оборотных средств; - осуществление контроля использования основных производственных фондов и капитальных вложений и т.д. В основе организации финансов предприятий лежат четыре принципа: - жесткая централизация финансовых ресурсов - финансовая дисциплина, т.е. выполнение финансовых обязательств перед партнерами и соблюдение законодательства - обязательное формирование финансовых резервов - финансовое планирование. Схема управления финансами западной корпорации приведена на рисунке 14.2 Основные качества, необходимые финансовым топ-менеджерам для успешного выполнения возложенных на них обязанностей: - концептуальные способности, то есть умение чувствовать связь между своей фирмой и внешним окружением; - умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для фирмы; - способность прогнозировать спрос и предложение на финансовом рынке, принимать управленческие решения в условиях риска, а не дожидаться того момента, когда все проясниться.
|