Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая структура управления предприятием (ФСУ).
Традиционный подход к построению организационной структуры управления предполагает детализацию вопроса: кто что делает, и кто за что отвечает. Организация при этом строится по звеньям, которые выполняют какие-то функции. Существует другой подход, предполагающий построение структуры по принципу: кто, сколько тратит и сколько зарабатывает. В этом случае организацию выстраивают по звеньям, с которыми связано ведение учета, что позволяет осуществлять эффективную финансовую учетную и плановую политику, то есть строят финансовую структуру управления предприятием.
.
14.2 - Схема управления финансами западной корпорации ФСУ – это структура управления, которая состоит из центров финансового учета (ЦФУ), связанных схемой консолидации финансовой информации. Документально это закрепляется в Положении о финансовой структуре - внутрифирменном документе, содержащем описание центров финансового учета, их классификацию и организационный состав. ЦФУ (появились в 50-е годы) – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету и оказывающих непосредственное влияние или на затраты предприятия, или на доход (выручку), или на прибыль. Виды центров финансового учета: 1. Центры дохода (центры выручки) - структурное подразделение или группа подразделений, выполняющих набор хозяйственных операций, которые оказывают непосредственное воздействие на доход (выручку). Пример: отдел сбыта или отдел маркетинга. Отдел сбыта несет расходы, связанные с реализацией продукции, но они составляют малую долю от общих затрат на производство и реализацию продукции, а на выручку он оказывает прямое воздействие. Поэтому его выделяют в цент дохода. 2. Центры затрат - непосредственно не приносят доход, но способны оказывать прямое воздействие на расходы предприятия. Пример: административные подразделения предприятия, например отдел снабжения (закупок) или финансовая служба предприятия. 3. Центры прибыли (центры финансовой ответственности, профит-центр) – подразделение или группа бизнес-единиц, результаты деятельности которых оцениваются с точки зрения их влияния на прибыль предприятия. Цент прибыли оказывает влияние на доходы и расходы по своему виду деятельности и несет полную ответственность за получение прибыли. Пример: при максимальной степени децентрализации - дочерняя фирма. Каждый центр ответственности имеет свой бюджет, который позволяет осуществлять планирование и контроль за его деятельностью. 4. Центры инвестиций (венчурные центры) - осуществляют обеспечивающий вид деятельности, связаны с реализацией новых проектов, воздействуют на доходы и расходы, но получение прибыли от них ожидается в будущем. Финансовая структура разрабатывается в рамках действующей организационной структуры управления предприятия поэтапно: 1. Определение перечня центров финансового учета и их классификация. От этого зависят система мотивации, целевые установки и оценки эффективности работы ЦФУ. 2. Определение организационного состава каждого ЦФУ; 3 Построение финансовой структурной схемы, то есть графической схемы ЦФУ и их консолидации. 4. Определение критериев для оценки результативности деятельности каждого ЦФУ. В качестве критериев могут выступать: - для центра выручки: объем реализованной продукции, доля рынка, количество клиентов; - для центра затрат: минимум затрат при сохранении качества продукции. Оценка эффективности деятельности центров затрат может строиться с использованием системы трансфертного ценообразования (хозрасчета), когда один цех (служба) передает другому цеху (службе) продукт своего труда по внутренней цене. При этом существует следующая проблема: если при формировании внутренней цены используется затратный метод ценообразования, то итоговая цена на продукт (цена реализации) может достичь неприемлемой для рынка цены. - для центра прибыли: рентабельность продукции, финансовые результаты - для центра инвестиций: рентабельность инвестиций, срок окупаемости. Целевые установки и критерии оценки ЦФУ зависят от применяемой предприятием стратегии (табл. 14.1).
Таблица 14.1 - Целевые установки и критерии оценки ЦФУ
При первом построении финансовой структуры желательно выделять как можно меньше центров финансового учета и промежуточных центров консолидации (рисунок 14.3).
Рисунок 14.3 – Схема консолидации центров финансового учета
Создание ФСУ позволяет перейти от административных к финансовым методам управления, при которых эффективность деятельности подразделения определяется не качеством выполнения закрепленных за ним функций, а финансовыми результатами деятельности Финансовая структура используется: - для построения системы бюджетирования (на основе бюджетов ЦФУ); - как основа для мотивации сотрудников; - для построения системы контроллинга.
15. Система финансового контроллинга на предприятии: сущность,
|