Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. СССР в 1920-1930-е гг.






Убедившись, что " только соглашение с крестьянством может спасти социа­листическую революцию", Ленин настоял на принятии X съездом РКП (б) в 1921 г. трех важнейших взаимообусловленных резолюций: " Об отношении к середня­ку", " О продналоге", " О единстве партии". Первая свидетельствовала о поддержке партией крестьянина-труженика, к уровню материальной обеспеченности которо­го необходимо подтягивать сельскую бедноту. По поводу второй в партии разго­релись горячие дискуссии. Они были вызваны опасением в реставрации капитализма. Чтобы на этой почве сложнейшей социально-политической обста­новки в стране не произошел раскол в партийных рядах, резолюция запрещала всякую фракционную деятельность.

В чем же была суть резолюции " О продналоге", о морально-политическом обеспечении которой так заботился вождь? Речь шла о новой экономической по­литике (нэп).

В целом нэп - это комплекс мер экономического, политического и идеоло­гического характера.

В условиях многоукладного хозяйства предлагалось не отбирать у крестья­нина все " излишки", а установить процентное отчисление от урожая — твердый налог. Размер продналога устанавливали заранее, до весеннего сева, в абсолют­ных цифрах он был вдвое меньше продразверстки.

Этот налог был дифференцированным: бедняки и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали льготы. Продналог должен был заинтере­совать производителей, поскольку после его сдачи государству крестьяне могли обменять оставшиеся излишки на необходимые товары.

Вначале товарообмен был прямым — минуя рынок, а обмен промышленных товаров на сельскохозяйственные проводился через комиссариат продовольствия и кооперацию. Практика показала несостоятельность этой идеи, особенно после голода 1921-1922 гг., унесшего целые губернии и сократившего население страны на 5 млн. человек. В связи с этим в августе 1921 г. правительство приняло реше­ние о свободной продаже хлеба. Ленин сосредоточил свое внимание на обоснова­нии мер госкапитализма — под контролем государства научиться торговать и хо­зяйствовать " не хуже капиталистов".

С 1923 г., по желанию крестьян, налог принимался и продуктами и деньгами.

Для скорейшего восстановления сельского хозяйства пришлось ликвидиро­вать некоторые положения Декрета о земле. Было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд.

В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (октябрь 1922 г.) крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной. К 1927 г. сельхозкооперация охватила треть всех кре­стьянских дворов.

В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мел­кие и отчасти средние предприятия. Свобода торговли вела к разрушению госу­дарственной монополии на управление промышленностью. Этим отменяли декрет о национализации мелкой и кустарной промышленности. Мелкие и средние пред­приятия возвращали их прежним владельцам. Промышленные предприятия пере­водились на хозрасчет, который предполагал переход к самоокупаемости, самофинансированию и самоуправлению. Вводилось материальное стимулирование рабочих.

Нэп сформировал новую буржуазию — нэпманов, в числе которой старая буржуазия составляла от трети до половины в зависимости от сфер деятельности. Но в большинстве своем нэпманы были в торговле, в предпринимательстве, кото­рое получило распространение в результате отмены закона о Всеобщей трудовой повинности (1921 г.).

Неудача товарообмена показала необходимость перехода к товарно-денежным отношениям, к политике государственного регулирования рынка и де­нежного обращения. Это можно было осуществить, опираясь на устойчивую де­нежную систему.

В 1921-1924 гг. создаются Госплан и банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, коммунальные банки, система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сель­скохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги); вводится плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство). Государст­во монополизировало внешнюю торговлю.

В конце 1922 г. наркомом финансов Сокольниковым проводится денежная реформа. Для стабилизации рубля были выпущены государственные денежные знаки РСФСР, так называемые совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены такие совзнаки, рубль которых рав­нялся 1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 г. Одновременно Гос­банк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Денежная реформа завершилась в 1924 г. Червонец был твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке до 1927 г. около 6 долларов США.

Одновременно была проведена судебная реформа, приняты гражданский и уголовный кодексы, без которых товарно-денежные отношения немыслимы.

Одним из важнейших был закон о концессиях (1920 г.), по которому госу­дарство передавало зарубежным предпринимателям на определенный срок в экс­плуатацию некоторые хозяйственные объекты, предприятия, природные богатст­ва. Кроме того, создавались акционерные предприятия, в которых, в отличие от концессии, участвовал и капитал советского государства. Но чрезвычайная цен­трализация государственных органов управления ограничивала свободу предпри­нимательства. К тому же следует помнить, что на Западе к нашей стране сохраня­лось недоверие из-за невыплаченных царских долгов. Все это привело в скором времени к свертыванию деятельности концессий и смешанных предприятий. Та­ким образом, допускался госкапитализм в форме концессий, аренды и смешанных обществ.

После проведенного к концу 1921 г. разгосударствления промышленности осталась 1/3 национализированных предприятий. Наиболее крупные фабрики и заводы были объединены в тресты, работавшие на основе хозрасчета. Они само­стоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Органами управления и ревизии трестов был ВСНХ.

Названные мероприятия содействовали восстановлению всероссийского внутреннего рынка, воссозданию крупных ярмарок: Нижегородекой. Бакинской, Ирбитской, Киевской.

Положительные результаты нэпа проявились уже в первый год. Начался рост производства, особенно продовольствия. Уже в 1926 г. его общий объем пре­вышал довоенный 1913 г. Страна вышла на дореволюционные позиции по выра­ботке электроэнергии, добыче нефти, угля, выпуску металлорежущих станков. При этом Германия, Франция, Англия тогда еще не завершили даже процесс вос­становления хозяйства.

Прирост промышленной продукции составил в 1921 г. - 42, 1%; в 1922 г. -30, 7%; в 1923 г. - 52, 9%; в 1924 г. - 16, 4%; в 1925 г. - 66, 1%; в 1926 г. - 42, 3%; в 1927 г. - 13, 3%. В тяжелой промышленности было еще отставание.

Частный капитал наладил выпуск предметов потребления, нехватку которо­го особенно ощущала деревня. Поэтому даже неэквивалентный обмен этих това­ров казался крестьянам благом и стимулировал быстрое восстановление посевных площадей. Крестьяне стали жить лучше, чем до революции. Потребление хлеба в деревне на душу населения возросло в 1928 г. до 250 кг (до 1921 г. - 217 кг), мяса -25 кг (до 1917 г.-12 кг).

Пиком нэпа можно считать 1925-1926 гг. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 21 % превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг. Через год на уровень тех лет вышло животноводство. Затем начинается постепенное свертывание нэпа. В целом социально-экономическое развитие СССР в 20-е гг. определялось: а) стар­товой площадкой нэпа - разрушенным в предшествующий период народным хо­зяйством; б) отсутствием нормальных экономических отношений с мировой эко­номикой - крайне незначительным притоком ссудного и предпринимательского капитала (до революции иностранные капвложения составили в 1893 г. - 35, 5%, в 1900 г. - 39%, в 1908 г. - 33%, в 1913 г. -35, 3%), капиталовложений в ценные бу­маги; в) резким разрывом экономических связей между городом и деревней.

В этих условиях стремление руководства страны, теперь возглавляемого Сталиным, к ускоренной модернизации экономики, когда государство сохранило контроль над крупной промышленностью и банками, желало диктовать свои ус­ловия и в других отраслях экономики, вело к сбоям, к кризисам нэпа.

С 1925 г., когда начиналось усиление вмешательства государства в действие экономических законов, упали темпы роста общественного производства. Поиск денежных средств на индустриализацию привел к нарушению эквивалентного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями лег­кой и тяжелой промышленности. Вместо понимания природы перекосов и их уст­ранения правительство усиливало тенденцию централизации управления эконо­микой и страной в целом.

Новая линия определилась в 1927 г. в решениях XV съезда ВКП (б). В них была выдвинута программа " реконструирования" нэпа для решения задач социа­листического строительства, развертывания кооперирования по производствен­ному принципу, расширения плановых начал в экономике.

Это проявилось в том, что в условиях зернового кризиса 1927-1928 гг. пра­вительство прибегло к внеэкономическим методам изъятия зерна. Так оно подор­вало рыночные стимулы к расширенному воспроизводству. Осенью-зимой 1928-1929 гг. зерновой кризис и насильственное изъятие хлеба повторились. Был соз­дан государственный хлебный резерв преимущественно посредством внеэконо­мического (бесплатного) изъятия продуктов у крестьян. Это позволило в 1929 г. по сравнению с 1928 г. более чем в 2 раза увеличить объем капитальных вложений в крупную промышленность в целях реализации программы индустриализа­ции, принятой в 1925 г. на XIV съезде партии.

В 1929 г. было решено, что настало время " отбросить нэп", хотя крупней­шие политики и экономисты мира расценивали его как феномен, благодаря кото­рому Россия интенсивно шла в гору. И это при том, что нэп не был свободен от противоречий. В общих чертах они сводились к следующему:

- в экономике: нехватка капиталов для реконструкции промышленности, от­сутствие притока зарубежного капитала. Капиталы могли бы прийти от мелкой и средней промышленности, а главное - от крестьянских хозяйств. Но государство сдерживало рост частных крупнотоварных хозяйств запретами и налогами;

- в социальной сфере: партия выступала против роста частнопредпринимательского сектора, который стремился обеспечить условия для своего развития и требовал политических свобод, гарантий.

Свободное предпринимательство не обеспечивало необходимых условий для форсированной индустриализации, препятствовало осуществлению програм­мы коллективизации и высоких темпов индустриализации, а требования либера­лизации общественной жизни угрожали однопартийной системе.

В СССР еще завершалось восстановление народного хозяйства, когда большевики на XIV съезде (декабрь 1925 г.) провозгласили курс на индустриали­зацию: преимущественное развитие металлургии, энергетики, машиностроения, химического производства и других базовых отраслей промышленности. Этот курс окончательно положил конец нэпу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал