![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. СССР в 1920-1930-е гг.
Убедившись, что " только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию", Ленин настоял на принятии X съездом РКП (б) в 1921 г. трех важнейших взаимообусловленных резолюций: " Об отношении к середняку", " О продналоге", " О единстве партии". Первая свидетельствовала о поддержке партией крестьянина-труженика, к уровню материальной обеспеченности которого необходимо подтягивать сельскую бедноту. По поводу второй в партии разгорелись горячие дискуссии. Они были вызваны опасением в реставрации капитализма. Чтобы на этой почве сложнейшей социально-политической обстановки в стране не произошел раскол в партийных рядах, резолюция запрещала всякую фракционную деятельность. В чем же была суть резолюции " О продналоге", о морально-политическом обеспечении которой так заботился вождь? Речь шла о новой экономической политике (нэп). В целом нэп - это комплекс мер экономического, политического и идеологического характера. В условиях многоукладного хозяйства предлагалось не отбирать у крестьянина все " излишки", а установить процентное отчисление от урожая — твердый налог. Размер продналога устанавливали заранее, до весеннего сева, в абсолютных цифрах он был вдвое меньше продразверстки. Этот налог был дифференцированным: бедняки и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали льготы. Продналог должен был заинтересовать производителей, поскольку после его сдачи государству крестьяне могли обменять оставшиеся излишки на необходимые товары. Вначале товарообмен был прямым — минуя рынок, а обмен промышленных товаров на сельскохозяйственные проводился через комиссариат продовольствия и кооперацию. Практика показала несостоятельность этой идеи, особенно после голода 1921-1922 гг., унесшего целые губернии и сократившего население страны на 5 млн. человек. В связи с этим в августе 1921 г. правительство приняло решение о свободной продаже хлеба. Ленин сосредоточил свое внимание на обосновании мер госкапитализма — под контролем государства научиться торговать и хозяйствовать " не хуже капиталистов". С 1923 г., по желанию крестьян, налог принимался и продуктами и деньгами. Для скорейшего восстановления сельского хозяйства пришлось ликвидировать некоторые положения Декрета о земле. Было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (октябрь 1922 г.) крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной. К 1927 г. сельхозкооперация охватила треть всех крестьянских дворов. В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и отчасти средние предприятия. Свобода торговли вела к разрушению государственной монополии на управление промышленностью. Этим отменяли декрет о национализации мелкой и кустарной промышленности. Мелкие и средние предприятия возвращали их прежним владельцам. Промышленные предприятия переводились на хозрасчет, который предполагал переход к самоокупаемости, самофинансированию и самоуправлению. Вводилось материальное стимулирование рабочих. Нэп сформировал новую буржуазию — нэпманов, в числе которой старая буржуазия составляла от трети до половины в зависимости от сфер деятельности. Но в большинстве своем нэпманы были в торговле, в предпринимательстве, которое получило распространение в результате отмены закона о Всеобщей трудовой повинности (1921 г.). Неудача товарообмена показала необходимость перехода к товарно-денежным отношениям, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения. Это можно было осуществить, опираясь на устойчивую денежную систему. В 1921-1924 гг. создаются Госплан и банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, коммунальные банки, система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги); вводится плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство). Государство монополизировало внешнюю торговлю. В конце 1922 г. наркомом финансов Сокольниковым проводится денежная реформа. Для стабилизации рубля были выпущены государственные денежные знаки РСФСР, так называемые совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены такие совзнаки, рубль которых равнялся 1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 г. Одновременно Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Денежная реформа завершилась в 1924 г. Червонец был твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке до 1927 г. около 6 долларов США. Одновременно была проведена судебная реформа, приняты гражданский и уголовный кодексы, без которых товарно-денежные отношения немыслимы. Одним из важнейших был закон о концессиях (1920 г.), по которому государство передавало зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию некоторые хозяйственные объекты, предприятия, природные богатства. Кроме того, создавались акционерные предприятия, в которых, в отличие от концессии, участвовал и капитал советского государства. Но чрезвычайная централизация государственных органов управления ограничивала свободу предпринимательства. К тому же следует помнить, что на Западе к нашей стране сохранялось недоверие из-за невыплаченных царских долгов. Все это привело в скором времени к свертыванию деятельности концессий и смешанных предприятий. Таким образом, допускался госкапитализм в форме концессий, аренды и смешанных обществ. После проведенного к концу 1921 г. разгосударствления промышленности осталась 1/3 национализированных предприятий. Наиболее крупные фабрики и заводы были объединены в тресты, работавшие на основе хозрасчета. Они самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Органами управления и ревизии трестов был ВСНХ. Названные мероприятия содействовали восстановлению всероссийского внутреннего рынка, воссозданию крупных ярмарок: Нижегородекой. Бакинской, Ирбитской, Киевской. Положительные результаты нэпа проявились уже в первый год. Начался рост производства, особенно продовольствия. Уже в 1926 г. его общий объем превышал довоенный 1913 г. Страна вышла на дореволюционные позиции по выработке электроэнергии, добыче нефти, угля, выпуску металлорежущих станков. При этом Германия, Франция, Англия тогда еще не завершили даже процесс восстановления хозяйства. Прирост промышленной продукции составил в 1921 г. - 42, 1%; в 1922 г. -30, 7%; в 1923 г. - 52, 9%; в 1924 г. - 16, 4%; в 1925 г. - 66, 1%; в 1926 г. - 42, 3%; в 1927 г. - 13, 3%. В тяжелой промышленности было еще отставание. Частный капитал наладил выпуск предметов потребления, нехватку которого особенно ощущала деревня. Поэтому даже неэквивалентный обмен этих товаров казался крестьянам благом и стимулировал быстрое восстановление посевных площадей. Крестьяне стали жить лучше, чем до революции. Потребление хлеба в деревне на душу населения возросло в 1928 г. до 250 кг (до 1921 г. - 217 кг), мяса -25 кг (до 1917 г.-12 кг). Пиком нэпа можно считать 1925-1926 гг. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 21 % превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг. Через год на уровень тех лет вышло животноводство. Затем начинается постепенное свертывание нэпа. В целом социально-экономическое развитие СССР в 20-е гг. определялось: а) стартовой площадкой нэпа - разрушенным в предшествующий период народным хозяйством; б) отсутствием нормальных экономических отношений с мировой экономикой - крайне незначительным притоком ссудного и предпринимательского капитала (до революции иностранные капвложения составили в 1893 г. - 35, 5%, в 1900 г. - 39%, в 1908 г. - 33%, в 1913 г. -35, 3%), капиталовложений в ценные бумаги; в) резким разрывом экономических связей между городом и деревней. В этих условиях стремление руководства страны, теперь возглавляемого Сталиным, к ускоренной модернизации экономики, когда государство сохранило контроль над крупной промышленностью и банками, желало диктовать свои условия и в других отраслях экономики, вело к сбоям, к кризисам нэпа. С 1925 г., когда начиналось усиление вмешательства государства в действие экономических законов, упали темпы роста общественного производства. Поиск денежных средств на индустриализацию привел к нарушению эквивалентного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, между отраслями легкой и тяжелой промышленности. Вместо понимания природы перекосов и их устранения правительство усиливало тенденцию централизации управления экономикой и страной в целом. Новая линия определилась в 1927 г. в решениях XV съезда ВКП (б). В них была выдвинута программа " реконструирования" нэпа для решения задач социалистического строительства, развертывания кооперирования по производственному принципу, расширения плановых начал в экономике. Это проявилось в том, что в условиях зернового кризиса 1927-1928 гг. правительство прибегло к внеэкономическим методам изъятия зерна. Так оно подорвало рыночные стимулы к расширенному воспроизводству. Осенью-зимой 1928-1929 гг. зерновой кризис и насильственное изъятие хлеба повторились. Был создан государственный хлебный резерв преимущественно посредством внеэкономического (бесплатного) изъятия продуктов у крестьян. Это позволило в 1929 г. по сравнению с 1928 г. более чем в 2 раза увеличить объем капитальных вложений в крупную промышленность в целях реализации программы индустриализации, принятой в 1925 г. на XIV съезде партии. В 1929 г. было решено, что настало время " отбросить нэп", хотя крупнейшие политики и экономисты мира расценивали его как феномен, благодаря которому Россия интенсивно шла в гору. И это при том, что нэп не был свободен от противоречий. В общих чертах они сводились к следующему: - в экономике: нехватка капиталов для реконструкции промышленности, отсутствие притока зарубежного капитала. Капиталы могли бы прийти от мелкой и средней промышленности, а главное - от крестьянских хозяйств. Но государство сдерживало рост частных крупнотоварных хозяйств запретами и налогами; - в социальной сфере: партия выступала против роста частнопредпринимательского сектора, который стремился обеспечить условия для своего развития и требовал политических свобод, гарантий. Свободное предпринимательство не обеспечивало необходимых условий для форсированной индустриализации, препятствовало осуществлению программы коллективизации и высоких темпов индустриализации, а требования либерализации общественной жизни угрожали однопартийной системе. В СССР еще завершалось восстановление народного хозяйства, когда большевики на XIV съезде (декабрь 1925 г.) провозгласили курс на индустриализацию: преимущественное развитие металлургии, энергетики, машиностроения, химического производства и других базовых отраслей промышленности. Этот курс окончательно положил конец нэпу.
|