Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Функции государства






Вопросы:

1. Понятие и признаки функций государства. Их значение и объективный характер. Функции государства и функции государственных органов.

2. Классификация функций государства: критерии и виды.

3. Общая характеристика функций государства. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства.

4. Формы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

 

1 Вопрос: Понятие и признаки функций государства. Их значение и объективный характер. Функции государства и функции государственных органов.

 

В философской и юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства». Можно, в частности, насчитать до полутора десятков определений этого понятия. За внешне терминологическими расхождениями в действительности нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного явления.

1. Некоторые ученые рассматривали функции государства « как социальное назначения внутри и вне страны» (И.С. Самощенко, использовалось также в марксизме-ленинизме).

2. Существует точка зрения, согласно которой функции государства понимаются «как содержание деятельности государства в ее главных направлениях» (В.С. Петров). Нечеткость этой позиции заключается в том, что здесь, по сути дела, ставится знак равенства между содержанием государственной деятельности и функциями государства.

3. Некоторыми авторами под функциями государства понимают «не направление, а части его деятельности, из которых слагается вся государственная работа» (В.М. Манохин).

4. Недостаточным для определения понятия «функция государства» является и предложение рассматривать функцию государства «как предметно-политическую характеристику деятельности государства» (А.И. Денисов, А.А. Нормантас).

5. Л.И. Каск и Л.В. Николаева определяют «функции государства» категорией «цель», как конечные, промежуточные и непосредственные цели, причем «функциями государства могут быть признаны только его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа».

6. Критически следует отнестись и к утверждению, что функции государства - это не цель, а « определенная система целей» (А.И. Королев, Л.С. Явич). В литературе по этому поводу сделан совершенно обоснованный вывод о том, что цели государства, несомненно, определяют систему его функций, но это не означает их тождества.

7. Наибольшее распространение в научной литературе получило понимание функций государства как направлений его деятельности. Функции, как отмечает М.И. Пискотин, – это направления необходимой деятельности государства, обусловленной объективными потребностями общественной жизни, с точки зрения ее внутренних и внешних задач.

8. Вместе с тем, по мнению многих ученых, под функцией государства следует понимать не только направление, но и сторону деятельности государства (Н.В. Черноголовкин, М.И. Байтин, Л.И. Загайнов).

Следует отметить, что в отечественной теории государства и права функции государства определяются как основные направления (стороны) его деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. И по этой причине, по-видимому, нецелесообразно от него отказываться.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное и используя вышеприведенные дефиниции при определении понятия, ФУНКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА можно определить какобъективно необходимое, целенаправленное основное направление (сторону) деятельности государства, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную регламентацию.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая. Сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

 

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако, сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападений извне – главная задача военного ведомства.

2 Вопрос: Классификация функций государства: критерии и виды.

 

Причина множественности классификаций функций государства заключается в различии классификационных критериев, т.е. признаков, позволяющих отнести те или иные функции к конкретному классу, группе.

В литературе в качестве таковых выделяют, например, территориальный масштаб, объекты воздействия и сферы государственной деятельности, продолжительность действия функций, цели, задачи, характер функций, принцип разделения властей.

Обратимся теперь к основной классификации функций государства. На наш взгляд, из множества критериев особого внимания заслуживает цели и задачи государства. I. В зависимости от задач (целей) функции государства подразделяются на:

1) постоянные и временные,

2) внутренние и внешние,

3) основные и неосновные.

1) а) Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. б) Временные же функции появляются в связи со специфическими условиями общественного развития, а прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

2) деление функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

Деление функций на внутренние и внешние широко применялось при марксистско-ленинском подходе.

Сейчас деление функций на внутренние и внешние утрачивает в известной степени свое значение. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - во многом зависит от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно это ярко проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, сообщество России и Белоруссии и т.п. Здесь вообще различить внутренние и внешние функции зачастую просто невозможно.

3) Продолжает оставаться дискуссионным в теории государства и права деление функций государства на основные и неосновные. Из сказанного становится ясно, что существуют и сторонники и противники подобной классификации, по той причине, что критерий такого разграничения четко не определен, такое деление по нашему мнению видимо проводят авторы, которые рассматривают функции как (любые) направления деятельности. Спору нет, каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства одинаково важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.

II. В свете радикальных социальных преобразований, происходящих сегодня в нашем обществе, особую актуальность приобретает классификация функций государства на общесоциальные (общих дел) и на классовые функции.

Государство, независимо от того к какому типу оно относится, осуществляет, наряду с классовыми задачами, и выполнение так называемых 1) " общих" дел, под которыми понимаются общезначимые для всех членов общества интересы. Тем самым государство, как особая политическая организация, способно одновременно выступать как носитель классовых, так и общесоциальных функций.

2) Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Речь идет о широком понимании классов как определенных социальных, организованных структур общества. Следует отметить, что именно те или иные классовые функции объявлялись на предыдущем этапе отечественной теории государства наиболее значимыми, основными, выражающими сущность государства.

Основные внутренние функции государства:

1) экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации общественных работ, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и др.);

2) политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.);

3) социальная (охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.);

4) идеологическая или функция научно-технического и культурного развития (поддержка определенной, в том числе и религиозной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.);

5) экологическая функция (охрана и защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, защита и др.).

Основные внешние функции государства:

1) функция обороны – состоит в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств

2) функция поддержания мирового порядка -состоит в сохранении мира, предотвращении войны, разоружении, ликвидации ядерного оружия, а т.ж. сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и в регулировании международных конфликтов

3) функция интеграции в мировую экономику – состоит в реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику

4) функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем – состоит в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования на сбои в демографической, сырьевой, космической и иных подобных сферах

Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

4 Вопрос: Формы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – это способы практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.

Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражается связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении свих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Выделяются 5 правовых форм осуществления функций государства – правотворческая, правоприменительная, правообеспечительная (правоохранительная, контрольно-надзорная и судебная), договорная, распорядительная.

1. Правотворческая форма реализации государственных функций представляет собой процесс создания или санкционирования соответствующих нормативных актов, (в целях установления, изменения или отмены действующих юридических норм). Без данной формы реализация функций государства практически невозможна.

2. Правоприменительная форма реализации государственных функций - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания применительных актов.

От уровня такой деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах исполнительной власти, возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой эти органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

3. Правообеспечительная форма осуществления функций государства.Государство обязано охранять нормы права от нарушений, обеспечивать режим законности и правопорядок. В этом находит выражение третья правовая форма осуществления функций государства – правоохранительная, или правообеспечительная.

В юридической литературе чаще всего речь идет о правоохранительной форме деятельности.

Правоохранительная форма реализации функций государства - это деятельность, осуществляемая посредством властной оперативной работы государственных органов по: охране норм права от нарушений, защите прав и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, охране законности и правопорядка. Она включает в себя принятие мер: по предупреждению правонарушений, расследованию всех обстоятельств дела и выяснению истины в каждом случае правонарушения.

Судебная форма - включает в себя принятие мер: по разрешению в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применению правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечению реализации их юридической ответственности, а равно восстановлению нарушенного права.

В этой связи можно несколько видоизменить обычную классификацию правовых форм осуществления функций государства, выделив вместо правоохранительной – правообеспечительную форму, включив в нее правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную (осуществление правосудия).

4. Договорная форма реализации функций государства. Такая форма ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль в последнее время заметно повышается.

Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного права, стала проявляться в последние годы во всевозрастающем объеме в современной России. Эта тенденция, в первую очередь, связана с коренной перестройкой экономической системы страны. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения.

5. Распорядительная форма реализации функций государства. Это самостоятельная форма правовой деятельности государства, находящаяся как бы «на стыке» правотворчества и применения права. Правовая деятельность органов государства многообразна, и едва ли правильно сводить ее лишь к созданию права и его применению, которое представляет собой властную ин­дивидуализацию правовых норм, решение конкретных воп­росов жизни общества на основе общих нормативных уста­новлений. Между этими формами и лежит так называемая «промежуточная» форма, которая имеет важное и самостоятельное значение для оперативного руководства всеми государственными делами, особенно в сфере хозяйственного управления.

Характерной чертой распорядительных предписаний является то, что с их помощью обычно реализуются нормы компетенции издающего их органа.

Распорядительная форма была достаточно широко распространена в советский период. В условиях командно-административной системы любая бумага «сверху» рассматривалась как директива, хотя формально она и не была обязательной для исполнения.

В современных условиях значение такой формы, естественно, снижается. Однако в рамках государственного аппарата приобретают новое значение рекомендательные нормы права, которые исходят от вышестоящих органов и поэтому тоже воспринимаются как директивы.

От правовых форм функционирования государства отличаются неправовые формы - это такая деятельность, которая не связана с созданием, применением норм права и не порождает в результате юридических последствий.

В практическом функционировании механизма государства, в процессе осуществления его функций оба вида государственной деятельности органически взаимосвязаны. Правовые формы, немыслимы без известной чисто фактической, организационной деятельности, а в некоторых случаях неправовые формы даже являются основанием или предшествующим этапом для реализаций правовых форм деятельности.

Можно выделить такие неправовые формы реализации функций государства: 1) организационная, 2) экономическая, 3) политическая, 4) идеологическая, 5) информационная.

1. Организационная деятельность - это оперативная текущая работа по разрешению тех или иных конкретных политических, организационных и других задач в процессе выполнения различных функций государства и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

2. Экономическая (хозяйственная) деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое стимулирование, кредитование, государственные заказы, экономическое обоснование, финансирование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

3. Политическая деятельность заключается в определении основ внутренней и внешней политики; связи и воздействия на различные организации, входящие в политическую систему; организация вертикали власти; разделение властей и т.п.

4. Идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-пропагандистская, разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение целей и содержания издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; взаимодействие со средствами массовой информации).

5. Этот перечень, по нашему мнению, необходимо дополнить информационной деятельностью. Сбор, обработка, хранение, распределение, анализ, передача, использование информации приобретают в современных условиях особое значение, являясь непременным условием успешной деятельности всех государственных органов, эффективности реализации всех функций государства (экономических, политических, социальных и др.). Принятию любых управленческих решений, в т.ч. нормативных и правоприменительных, предшествуют сбор, обработка и анализ соответствующей информации.

 

Если формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. То методы осуществления функций государства представляют собой средства, используемые при функционировании государства.

Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Что касается методов, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал