Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Механизм государства






Вопросы:

1. Понятие, значение и признаки механизма государства.

2. Принципы организации деятельности механизма государства.

3. Структура механизма государства.

4. Понятие и признаки государственного органа.

5. Виды органов государства.

6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.

 

1 Вопрос: Понятие, значение и признаки механизма государства

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. В теории государства и права «механизм государства» и «аппарат государства» понятия обычно совпадающие по объему и содержанию. Считается, что механизм лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные материальные средства (так называемые вещественные придатки) и орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи – вооруженные отряды людей, тюрьмы. Без них не может обойтись ни одно государство. К материальным средствам относят различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения и т.д.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.

2 Вопрос: Принципы организации деятельности механизма государства.

Рассматриваемые здесь принципы – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на 1. общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и 2. частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст.4, п.2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить надве группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Вторая группа принципов закрепленных в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;

- профессионализм и компетентность госслужащих;

- гласность в осуществлении государственной службы;

- ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

- сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

 

3 Вопрос: Структура механизма государства.

Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а т.ж. силовые структуры (армия, полиция, разведка).

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

 

4 Вопрос: Понятие и признаки государственного органа.

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1. Орган государства, хотя и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей.

4. Наличие у государственного органа компетенции – властных правомочий (совокупность прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в Конституции или текущем законодательстве). Реализация органом своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета.

7. Орган государства участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

 

5 Вопрос: Виды органов государства.

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

Классификация органов государства:

I. по способу возникновения - 1) первичные, 2) производные;

II. по объему властных полномочий -1) высшие, 2) местные;

III. по широте компетенции - 1) общей компетенции, 2) специальной компетенции;

IV. по принципу разделения властей – 1) законодательные, 2) исполнительные, 3) судебные;

V. по способу принятия решений – 1) коллегиальные, 2) единоначальные;

VI. по срокам полномочий – 1) постоянные, 2) бессрочные;

VII. по времени функционирования - 1) постоянные и 2) временные;

VIII. 1)выборные и 2) назначаемые.

IX. по характеру подчиненности – 1) «вертикального» подчинения, 2) «двойного подчинения».

I. По способу возникновения 1. Первичные органы государства – никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

2. Производные органы – создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

II. По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

1. Высшие органы государства – наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации.

2. Местные органы государства – функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

III. По широте компетенции

1. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства).

2. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

V. По порядку принятия решения органы государства бывают коллегиальные и единоначальные.

1. Коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган, простым или квалифицированным составом (Федеральное собрание, Конституционный Суд РФ);

2. Единоначальные – решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ, Прокуратура РФ).

VI. по срокам полномочий – постоянные и бессрочные;

1) постоянные - есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок;

2) бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком (министерства и ведомства);

VII. по времени функционирования - 1) постоянные и 2) временные;

Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

IX. по характеру подчиненности – 1) «вертикального» подчинения (к примеру суды), 2) «двойного подчинения», например, различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. Сама идея «двойного подчинения» обусловлена желанием учесть наряду с общегосударственными интересами местные интересы.

IV. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы.

1. Законодательные органы – право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. «Парламент» (в Англии, Канаде, Индии и др.) – его полномочия: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждение его деятельности, выражения (вотум) доверия или недоверия и т.д. Парламенты состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия).

2. Глава государства Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Глава государства призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.

А) Монарх – обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат, утверждения и опубликования законов, он назначает (или утверждает) г лаву правительства и министерств, но с учетом мнений фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента; формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министерством).

Б) Президент – глава государства, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в других государствах, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента не одинаковы. В парламентарыных республиках – это малоактивная фигура во внутренних делах, замещается во всем главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть, т.е. роспуск парламента осуществляется по решению правительства и оформляется указом президента; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра.

В президентских республиках – это центральная политическая фигура (В США - президент - это глава государства и глава правительства одновременно).

3. Исполнительные органы – принадлежит правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера), его заместителей и членов правительства. В унитарном государстве одно правительство, в федеральном – правительство общефедеральное и членов федерации. Бывает однопартийным и коалиционным (две и более партий).

4. Органы правосудия – сложная система, состоящая из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды.

 

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства – вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней – охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т.д.

В механизме государства выделяются местные органы власти (губернаторы, префекты, комиссары) назначаются обычно правительством для управления регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

6 Вопрос: Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.

Бюрократия и бюрократизм неотрывны от государства и во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл.

Для М. Вебера бюрократия – это рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений.

К. Маркс относится к бюрократии резко отрицательно, оценивая как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм – болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т.е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела – власть оторванного от народа, аппарата. Главный ресурс бюрократов – именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание, отсюда разбухание государственного аппарата.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика.

 

 

ТЕМА 7. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Вопросы:

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Государственный политический режим.

 

1. Вопрос: Понятие формы государства.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы государство активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами они осуществляются и др.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – сложное общественное явление, показывающее особенности устроения и функционирования государства, организацию государственной власти включает в себя три взаимосвязанных института (элемента):

- форму правления;

- форму государственного устройства;

- государственный режим.

Понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

Однако форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 

2 Вопрос: Форма правления.

Форма правления показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим путем формируются высшие органы государства.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления: монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

1. МОНАРХИЯ – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Основными признаками монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) представительство государства монархом по своему усмотрению;

4) юридическая безответственность монарха.

Два вида: а) неограниченная (абсолютная); б) ограниченная.

а) При неограниченной (абсолютной) монархии - монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютной монархии относятся (Средний Восток – Саудовская Аравия).

б) При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Российская империя) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

а) Парламентарная монархия (конституционная) В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно Конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

б) Дуалистическая монархия (сословно-представительная) появилась в Европе в XVII в. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.

Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

РЕСПУБЛИКА – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Общими признаками республики является:

5) существование единоличного и коллегиального главы государства;

6) выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

7) осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

8) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

9) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

10) преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

А) Президентская республика. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент в свою очередь наделяется правом отлагательного вето (от лат. запрет) на решения законодательного органа. (США)

Б) Парламентская республика. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

(Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль)

В) Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская). Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. (Российская Федерация).

 

3. Вопрос: Форма государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а т.ж. степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма государственного устройства показывает:

1) из каких частей, состоит внутренняя структура государства;

2) каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

3) как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

4) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

1. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, округов и т.д.), не имеют статуса государственных образований, не обладают признаками государственного суверенитета.

Признаки унитарного государства:

1) единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;

2) на территории государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, одна денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;

3) составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешне-политических органов и других атрибутов государственности.

4) в тоже время местные органы обладают иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным:

а) Централизованное государство – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчиненя местные органы самоуправления;

б) Децентрализованное государство – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства с централизованными и децентрализованными признаками – например Япония, Турция.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную автономию. (Унитарные государства могут иметь и однонациональный состав – Франция, Швеция, Норвегия и др. и многонациональный состав – Великобритания, Бельгия.)

6) Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

7) Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

2. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (ФЕДЕРАЦИЯ) – представляет собой сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Федерацией называется союз государств, основанный на договоре или конституции.

Признаки федерации:

1) территория федерации состоит из территории ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик;

2) в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

3) субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

4) в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

5) при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

6) основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

а) Территориальная федерация – характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

б) Национальная федерация – характеризуется более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Можно различать союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации; и союз государств – по национальному признаку. Союзное государство – является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.

Россия имеет уникальное государственное устройство, где сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. По Конституции РФ (ст.5. п.1) «Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ»; (ст.5 п.3) «Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ».

3. КОНФЕДЕРАЦИЯ – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов или для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

В отличие от федерации конфедерация имеет следующие черты:

1) не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство);

2) не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;

3) конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан значительно упрощен (без виз и других формальностей);

4) конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а т.ж. единой межгосударственной кредитной политике;

5) конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерацию.

 

 

4. Вопрос: Государственный политический режим.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменения политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – представляет собой совокупность способов, методов осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирование всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Политический режим в узком смысле – это совокупность приемов и способов государственного руководства; в широком своем понимании – уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

1. Демократические режимы складываются в правовых государствах, они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов:

1) свобода личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества;

2) реальная гарантия личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству;

3) создаются эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);

4) личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия;

5) демократический режим является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах;

6) демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;

7) демократические методы государственной власти позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения;

8) основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы;

9) демократический режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

2. Антидемократические режимы их признаки:

1) соотношение государства и личности, государство в лице своих различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию;

2) полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной сферах (диктатура одной партии в стране);

3) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских, творческих объединений, спортивных и др. обществ);

4) личность лишена фактически субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституциях. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жестокие репрессивные меры;

5) реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой;

7) игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей;

8) не учитываются особенности религиозных убеждений населения. Они полностью отрицают религиозные мировоззрения или отдается предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные религиозные течения.

 

 

ТЕМА 8: ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Вопросы:

1. Понятие и структура политической системы общества. Функции и виды политической системы. Основные элементы политической системы общества.

2. Государство в политической системе общества. Признаки государства, отличающие его от других организаций политической системы.

3. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы.

1 Вопрос: Понятие и структура политической системы общества. Функции и виды политической системы. Основные элементы политической системы общества.

Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство – специфическая форма управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и граждане, и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.д.) Граждане избирают высшие и местные органы власти, президента, выражают свою волю на референдуме, иным образом участвуют в управлении общественными делами: например, каждый имеет право направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы. Объединения граждан, создаваемые по различным признакам, также оказывают активное влияние на политическую жизнь общества, участвуя, к примеру, в выборах.

Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и негосударственных социальных институтов (объединений, организаций людей), реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Функции политической системы:

1) определение целей развития общества;

2) политическая интеграция общества;

3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

4) легитимация политического режима;

5) мобилизация ресурсов и др.

Элементы структуры политической системы общества:

Государство; политические партии, общественные объединения (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, иные объединения – молодежные, женские, спортивные, творческие, ветеранов, инвалидов и т.д., массовые общественные движения, церковь); органы местного самоуправления (в том числе и трудовые коллективы); граждане (или – граждане и подданные, или народ). В юридической и политологической литературе в качестве элементов политической системы общества иногда называют также политические лидеры, политические элиты, средства массовой информации, группы давления, группы интересов, политические отношения, формы непосредственной демократии и др.

2 Вопрос: Государство в политической системе общества. Признаки государства, отличающие его от других организаций политической системы.

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института.

1) Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреж­дение, предназначенное для принятия управленческих, политических реше­ний в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической сис­темы не имеет такого специального назначения.

2) Для организации управления обществом государство располагает спе­циальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, су­дебными и контрольно-надзорными органами, т. е. особой публичной вла­стью. Другие элементы политической системы не имеют таких разветвлен­ных, всеобъемлющих публичных органов.

3) Государство имеет значительную экономическую основу для своей по­литической деятельности. В собственности государства могут находиться це­лые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, займы и т. д.).

4) И, наконец, самое существенное в характеристике государства как ос­новного элемента политической системы общества: государство обладает су­веренитетом (вспомним, что это верховенство власти внутри страны и ее независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладает суверенитетом, над ними возвышается государство как суве­ренная власть. Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты (в которых содержатся нормы права); в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.

 

3 Вопрос: Взаимодействие государства с другими элементами политической системы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.046 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал