Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страны Латинской Америки в 20-50 гг. 20в.






 

Ресурсный потенциал региона

Регион Латинская Америка включает 32 государства. Страны большой тройки – Бразилия, Аргентина, Мексика. Латинская Америка = вся Южная Америка, из Северной Америки Мексика, Центральная Америка (перешеек между Южной и Северной Америкой), страны Карибского бассейна. Языки – испанский, португальский (Бразилия), малая доля местных индейских языков.

Сплав трех рас: монголоидная (индейцы), негроидная (негры-рабы), европеоиды.

  • европеоиды + монголоиды = метисы
  • европеоиды + негроиды = мулаты
  • негроиды + монголоиды = самба

Страны с явным преобладанием 1 расового компонента:

· монголоидов – Гватемала, Парагвай, Боливия

· европеоидов – Аргентина (85%), Чили, Коста-Рика, Уругвай

· негроидов – Ямайка, Гаити, Барбадос

Страны с преобладанием 2 расовых компонентов:

· метисы и индейцы – Мексика, Перу, Эквадор, Сальвадор, Никарагуа, Гондурас

· негроиды и европеоиды – Куба, Бразилия, Доминиканская республика

Страны с сочетанием 3 этнорасовых компонентов – Колумбия, Венесуэла, Панама

Регион Латинской Америки заселен неравномерно. 40% населения проживает в Бразилии, еще 40% проживает в других 5 странах. В то же время большая часть территории Бразилии не заселена – Амазония. Патагония – пустынное место в Южной Америке. Много людей сосредоточено в городах и пригородах (фавеллах – трущобах). Н: Мехико с трущобами = 21 млн. человек. Высокие темпы рождаемости в 50-70-е гг., затем прирост населения снижается. Отсюда проблемы безработицы, получения образования и аграрного перенаселения.

Латинская Америка включает практически все климатические пояса, климат благоприятен для выращивания с/х продукции, могут собирать 2-3 урожая в год. В зависимости от климата – специализация. Н: Аргентина – скотоводство (умеренный климат), Мексика – овощи и фрукты (тропики и субтропики).

Горная цепь Анды делит регион на страны, выходящие к Тихому океану (Андская группа), и страны, выходящие к Атлантическому океану (организация МЕРКОСУР). Амазония – богатая ресурсами, но пока плохо освоенная территория. В Латинской Америке есть запасы всех видов руд. Огромные запасы гидроресурсов, леса (ценные породы). Н: пау брази – название ценной породы красного дерева – отсюда название страны.

 

Факторы, тормозящие и ускоряющие процесс экономического развития

Факторы, тормозящие развитие:

  1. Сохранение латифундизма

В среднем на 1 латифундиста приходится 60 тыс. га. Некоторые латифундисты использовали технику, привлекали рабочую силу – зарождение капиталистических отношений. Но большинство ориентировано на традиционные формы ведения хозяйства – экстенсивность, отработки, архаичные орудия труда (мачете). Очень маленькая фермерская прослойка.

  1. Длительное сохранение рабства

Период отмены рабства в Латинской Америке – с 1811г. (в Чили) по 1888г. (Бразилия). Это оказало негативное воздействие на ведение хозяйства (у раба нет стимула к совершенствованию своего труда). Но даже после отмены рабства ситуацию улучшилась ненамного, рабы не знали, что делать со своей свободой, и нанимались на работу к бывшим хозяевам. Идеи накопления чужды. Буржуазия в целом была слаба и не готова выполнить свою историческую задачу – утвердить капитализм и буржуазные формы правления. Эту миссию взяло на себя государство.

Факторы, ускоряющие развитие:

  1. Эмиграция

Н: В Аргентину в начале 20в. приехало 5, 5 млн. переселенцев (более 30%). Ехали крестьяне, которые отвоевывали землю у леса, рабочие, бегущие от эксплуатации в Европе. Именно эмигранты способствовали развитию товарного земледелия, наемной рабочей силы.

  1. Приток иностранного капитала

С середины 19в. проникает английский капитал, преимущественно торгового характера. Вывозят пшеницу, мясо, скот. Размещается в основном на территории Южной Америки (Аргентина). Американский капитал приходит в конце 19в. – начале 20в. Это связано с созданием крупного машинного производства в США. Латинская Америка выступает как источник сырья и наемной рабочей силой. Идет противостояние английского и американского капитала, американский капитал стал окончательно доминировать в конце 20-х гг. 20в.

 

Импортозамещающая индустриализация

Развитие капитализма в регионе:

  1. Начало-конец 19в. Появление очагов, анклавов территорий, где используются элементы капитализма
  2. Начало 20в. – более массовое внедрение иностранного капитала. Становление отраслей добывающей промышленности. Модель ведения бизнеса перенимается и множиться. Формирование первоначального капитала. Рынок наполнен импортом.
  3. 30-е – середина 50-х-60-х гг. 20в. – импортозамещающая индустриализация. Была поставлена конкретная политическая задача – организовать свою индустрию, замещающую импорт. Реализация этой задачи происходит во время традиционной индустриализации. Меры:
    • протекционизм
    • Увеличение роли государства. В некоторых странах проведена национализация промышленности. Н: В Боливии национализирована оловодобывающая промышленность, в Мексике – нефтяная, электроэнергетическая. Государство начинает регулировать трудовые отношения.

В итоге начинает формироваться особая модель экономического развития – государственный капитализм. Создано собственное машиностроение, химпром, электроэнергетическая промышленность. В целом к 80-му году нужды в тяжелой промышленности были удовлетворены в собственной индустрии. Последствия – возрастание государственного сектора в экономике. Была создана инфраструктура для дальнейшего развития. Социальные последствия – трудовое законодательство, социальные преобразования, развитие массового образования. Окрепла местная национальная буржуазия.

Быстрый рост индустрии шел наряду с низкими темпами развития с/х (сохранение латифундизма, огромная масса безземельных крестьян – как следствие дешевая рабочая сила).

 

Специфические черты общественно-политического развития региона

Регион Латинской Америки крайне политически нестабилен. С 1810г. по 1980г. в странах Латинской Америки произошло более 600 государственных переворотов, из них в Боливии – 191. Причины:

 

Особенность этнорасового состава: южные народы склонны к эмоциональным проявлениям.

Живучесть патриархальных традиций:

  1. Клиентелизм – отношения личной зависимости, которые опираются на взаимный обмен услугами между патроном и клиентом, которые обладают неравными экономическими ресурсами. Явление связано с всемогуществом местных латифундистов. В современной жизни это отражается в предвыборных кампаниях – победивший кандидат награждает свою клиентелу постами.
  2. Каудилизм (каудили – вождь). Отличительные черты:
    • не предлагает четкую политическую программу
    • есть политическая группа, помогающая бороться за власть
    • отрицательное отношение к разного рода легитимным формам борьбы за власть
    • персонификация власти, сосредоточение ее в одних руках (каудили - глава и правительства и военных зачастую). Противостоит политическим партиям
    • Нет посредников между каудили и народом

Каудилизм можно рассматривать как некую разновидность авторитаризма – сочетание средств прямого (насильственного) и косвенного (идеологического) воздействия на массы. Не развивает элементы демократии, поддерживает иллюзии «сильной руки», которая обеспечивает социально-экономическое развитие. Каудили обладает целым рядом различных титулов (первый учитель и др.). Формируется обычно в период анархии, ситуации поиска. В Латинской Америке это время после войны за независимость 1810-1826гг.

  1. Широкие полномочия латиноамериканских президентов. Большинство стран в Латинской Америке – президентские республики. Президенту предоставляют широкие полномочия (вводить ЧП, распускать парламент). В латиноамериканской политической системе нет механизма сдержек и противовесов. В некоторых конституциях нет, например, процедуры импичмента или она не прописана. Доминирует указное право – парламент становиться органом, обслуживающим действия (указы) президента. Суд и законодательная власть имеют меньший круг возможностей и полномочий. Создается прямая зависимость от личных качеств президента, т.е. большой субъективный фактор.

Процесс либерализации – осознание у власти необходимости перемен. Характерно сохранение старого режима, который в условиях кризиса проводит реформы для удержания власти. В любой период эти реформы могут быть свернуты.

Процесс демократизации – это всегда разрыв со старым режимом (может развиться из либерализации). Может проходить с участием или без участи широких народных масс. Предполагает проведение серьезных преобразований.

  1. Большая роль армии. В послевоенный период более активное влияние на армию оказывали США. США отправляли устаревшее оружие в отсталые страны вместе с военными миссиями, что давало реальную возможность влиять на армейскую элиту (план стандартизации). В итоге подписывались двусторонние военные соглашения. К власти приходят уже не военные хунты, а верхушка военной элиты, командующий каким-нибудь видом войск (Н: Пиночета). К тому же меняется характер армии за счет притока из мелкобуржуазных слоев. 60-е гг. = приход к власти военных режимов, но демократической направленности.
  2. Особенности партийной системы
    • крайне нестабильна. Система открытого списка – победу одерживает тот, кто набирает большинство голосов, причем он не принадлежит к какой-либо партии. Победитель уже в парламенте примыкает к какой-либо партии.
    • раздробленность партийной системы. В парламентах много политических партий. Н: В Бразилии около 18 партий в разное время имели место на представительство в парламенте, из них только 8 имели реальный вес. По закону нужно было 3/5 голосов для принятия законопроекта, т.е. как минимум 4 партии à постоянная игра в коалиции
    • Хрупкость. Продолжался процесс фрагментации партий
  3. Особенности социальной структуры. Дуализм латиноамериканского общества, наличие структурной разнородности, которая проявляется в:
    • неравномерности развития регионов в рамках отдельных стран
    • современный производственный сектор и слаборазвитая деревня
    • латифундизм и минифундизм (малоземелье)
    • слабая национальная буржуазия, которая стремиться сохранить контроль, а с другой стороны, государство с иностранным капиталом

Социальная структура (исследователь Турэн):

  • сельскохозяйственные рабочие
  • представители неформального городского сектора – «сектор выживания». Категория мелкотоварного производства – киоски и мелкие услуги. В Латинской Америке с этим сектором связано 30-50% трудоспособного населения
  • рабочие
  • олигархия
  • средний класс (а это кто???)

Это общество гетерогенно. Особое поведение человека определяет много факторов (живет в городе или деревне, имеет свой дом или нет и др.). Общество легко распадается на богатых и бедных. Социальные категории крайне неустойчивы. Коллективные действия осуществляются не столько вокруг материального интереса, сколько движимые другими мотивами (семейными, национальными, религиозными). Коллективные действия помогают вычленить формы социально-политического действия:

· классовые конфликты. Преобладают в Аргентине и Чили

· связанные с государством. Отражает стремление к развитию, модернизации, интеграции общества. Часто эту функцию берут на себя военные, технократы

· антиимпериализм. Движущая сила – нация. Характерно для стран Центральной Америки и Карибского бассейна (Куба, Никарагуа).

Между социальной и политической сферами существует разрыв:

ü политические силы существуют сами по себе в отрыве от социума

ü гипертрофированность политической сферы. Активны личности, а не партии à распространение клиентелизма, кумовства

ü неорганизованность социальных масс. Доминирование в обществе вертикальных социальных связей над горизонтальными.

Турен рекомендует увеличить личностное начало, инициативность. В ситуации конца 20 – начала 21вв., когда формируются основания нового типа общества (постиндустриального, информационного), появляется реальная возможность предоставить каждому включиться в этот процесс.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал