Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежный мультипликатор






Рассматривая процесс депозитного расширения, мы предположили, что: 1) предложение денег определяется только поведением банковского сектора, 2) деньги не покидают банковскую сферу и не оседают в виде наличности, 3) кредитные возможности используются банками полностью.

Однако следует иметь в виду, что:

1) на величину предложения денег оказывает влияние поведение домохозяйств и фирм (небанковского сектора),

2) коммерческие банки могут использовать свои кредитные возможности не полностью, оставляя у себя избыточные резервы, которые они не выдают в кредит.

Денежная масса (М1) состоит из средств на руках у населения (наличные деньги - CU) и средств на текущих банковских счетах (депозиты - D),

М = СU + D (7.4)

 

Денежная база (H) равна сумме наличности, обращающейся в экономике и совокупных резервов коммерческих банков (R):

H = CU + R (7.5)

 

Обозначим отношение совокупных резервов к депозитам через rd

(7.6)

Отношениеналичности к депозитам определяется поведением населения, которое решает, какую часть денег держать в виде наличности. Обозначим это отношение через cd

(7.7)

 

Теперь мы можем представить соотношение между денежной массой и денежной базой следующим образом:

(7.8)

 

Отношение денежной массы к денежной базе (mmден) называют денежным мультипликатором, илимультипликатором денежной базы.

Мультипликатор денежной базы - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Он отражает тот факт, что каждый рубль денежный базы превращается в mm рублей денежной массы, причем mm> 1.

Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличить денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена.

Заметим, что если предположить, что наличность отсутствует (CU=0), и все деньги обращаются только в банковской системе, то из денежного мультипликатора мы получим банковский (депозитный) мультипликатор: .

Не случайно банковский мультипликатор часто называют «простым денежным мультипликатором».

Процесс создания денег банковской системой отражен на рисунке 7.2:

Рисунок 7.2 - Процесс создания денег банковской системой.

а) Дополнительный 1 млн. рублей будет поделен на две части: одну часть CU население оставит в виде наличных, а другую часть разместит на банковском депозите D, причем, отношение наличности к депозитам должно быть равно cd. В результате на депозите окажется 1/(1+ cd) млн. рублей.

б) Банки определенную долю депозитов (rd) поместят в резервы, а оставшиеся средства, величиной (1-rd)/(1-сd) пойдут на выдачу кредитов.

в)Кредиты идут на оплату товаров и услуг и, в результате, эти деньги окажутся на руках у домохозяйств, которые вновь поделят их на наличные и депозиты. В результате весь процесс, описанный выше, повторится по отношению к сумме в (1-rd)/(1-сd) млн. рублей и так далее.

 

Таким образом, предложение денег определяется экономическим поведением:

· Центрального банка, который обеспечивает и контролирует наличные деньги (С);

· коммерческих банков, которые хранят средства на своих счетах (D);

· населения (домохозяйств и фирм), которые принимают решения, в каком соотношении разделить денежные средства между наличными деньгами и средствами на банковских счетах (депозитами).

Центробанк может влиять на денежную массу в стране:

· изменяя денежную базу;

· изменяя норму обязательных резервов;

· воздействуя на желания комбанков выдавать кредиты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал