Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При стимулирующей монетарной политике.
На графиках мы видим, как увеличение денежной массы приводит к уменьшению ставки процента (с r1 до r2 на графике а)). Это вызывает рост инвестиций (с I1 до I2 на графике б)) и увеличение национального продукта (с Yi доY2 на графике в)). 16.4. Виды монетарной политики. КДП часто применяют для смягчения циклических колебаний. Различают два вида монетарной политики: 1) политику «дешевых» денег (стимулирующая монетарная политика), 2) политику «дорогих» денег (сдерживающая монетарная политика). Политика «дешевых» денег (стимулирующая монетарная политика) проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Суть проведения данной политики заключается в проведении мер, способствующих увеличению банковских резервов: Мероприятия политики дешевых денег: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг. Результатом такой политики можно ожидать: Ø рост денежного предложения; Ø Снижение рыночной ставки процента; Ø Рост инвестиций; Ø Рост совокупных расходов; Ø Рост ВНП на величину, кратную увеличению инвестиций. Политика «дорогих» денег (сдерживающая монетарная политика) проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Суть проведения данной политики заключается в том, чтобы ограничить возможности банковской системы для вливания денежной массы в экономику. Мероприятия Центробанка: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг Результатом такой политики можно ожидать: Ø Снижение денежного предложения; Ø Рост рыночной ставки процента; Ø Снижение инвестиций; Ø Снижение совокупных расходов; Ø Снижение инфляции. 16.5. Преимущества и недостатки монетарной политики К преимуществам монетарной политики можно отнести: 1. Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает. 2. Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска. 3. Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно увеличивает величину совокупного выпуска. Недостатки монетарной политики следующие: 1. Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь инфляционном разрыве экономики. При спаде, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика. 2. Наличие у монетарной политики значительного внешнего лага. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику. Например, решение об увеличение денежной массы, принятое в период спада, может дать свой результат, когда экономика уже достигнет бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот, продажа государственных ценных бумаг центральным банком с целью снижения деловой активности в условиях «перегрева» экономики может сказаться, когда экономика будет находиться в глубоком спаде, и это только усугубит ситуацию. 3. Ассиметрия. Политика «дорогих денег быстро дает результаты, приводя к снижению инфляции. А политика «дешевых денег» может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, однако нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население и предприятия могут решить не брать кредиты из-за «пессимистического взгляда в будущее». Существенное снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая). 4. Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка. Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента, то при увеличении спроса на деньги центральный банк должен увеличить предложение денег, т.е не может контролировать величину денежной массы, и она становится величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента. И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложения денег ставка процента будет снижаться, а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать. 5. Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. Если деятельность центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Это, с одной стороны, провоцирует инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем. Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ) подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы. 6. Противоречие между целями внутренней и внешней стабильности. Например, в период подъема Центральный банк, борясь с инфляцией, сокращает денежное предложение. Он пытается достичь внутренней стабильности. В результате уменьшения денежного предложения ставка процента поднимается. Это привлекает иностранных инвесторов. Курс национальной валюты повышается, товары данной страны становятся относительно дороже, следовательно, экспорт уменьшается, импорт увеличивается. Возникает дефицит платежного баланса страны, что характеризует внешнюю нестабильность. Поэтому в силу указанных недостатков кейнсианцы отводили КДП второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой. По мнению монетаристов, экономическая нестабильность порождается прежде всего неправильным кредитно-денежным регулированием, использованием кейнсианской модели КДП. В качестве основного целевого ориентира монетаристы предложили регулирование денежной массы (темпы роста денежного предложения), что означает контроль над инфляцией. М. Фридмен выступил за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется в таком же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП — на 3—5% в год. Таким образом, с точки зрения монетаристов, можно в значительной степени устранить макроэкономическую нестабильность. Постоянный рост темпа денежной массы ликвидирует инфляционное расширение из-за недостатка денежных средств. Движение и спад также ликвидируется, так как экономика постоянно подпитывается денежными ресурсами, которые стимулируют совокупный спрос, а следовательно, и рост производства. ЛЕКЦИЯ 17. КОМБИНИРОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МОДЕЛИ IS-LM
17.1. Воздействие на национальную экономику денежно-кредитной политики 17.2. Воздействие на экономику увеличения государственных расходов 17.3. Три особых случая в модели IS-LM
Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования. Мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров. При проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. 17.1. Воздействие на национальную экономику денежно-кредитной политики Пусть в исходном положении совместное равновесие на денежном и товарном рынках представляет точка Е0. Если ЦБ увеличит предложение денег, то это приведет к сдвигу кривой LM0 вправо, в положение LM1 (Рисунок 17.1). Если кривая IS не меняет своего положения, то возрастание денежной массы приведет к снижению процентной ставки с r0 до r1. Товарные рынки отреагируют на это снижение ростом инвестиционного спроса, расширением занятости, а следовательно, мультипликационным увеличением национального выпуска с Y0 до y1. Однако на этом воздействие данного импульса не заканчивается. Рост НД приведет к увеличению спроса на деньги для осуществления трансакционных операций, что вызовет рост ставки процента на денежном рынке. Товарные рынки на это отреагируют снижением инвестиций, занятости и НД.
Рисунок 17.1 - Изменение равновесия товарного и денежного рынков при увеличении предложения денег
Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится новое равновесное состояние в экономике. После этого государство вновь предпримет шаги для увеличения предложения денег с целью снижения ставки процента и активизации инвестиций, занятости и роста дохода.
17.2. Воздействие на экономику увеличения государственных расходов
Рост государственных расходов приведет к тому, что кривая IS0 сдвинется вправо, в положение IS1, на расстояние, соответствующее произведению I и коэффициента мультипликатора k. При прежней ставке процента r0 совокупный спрос увеличился бы до уровня Y2. Однако двойное равновесие рыночной системы при этом оказалось бы нарушенным: если бы произведенный НД достиг величины Y2, на денежном рынке возник бы дефицит, поскольку точка С лежит ниже кривой L. (Рисунок 17.2, а). Из-за недостатка денег увеличится предложение государственных облигаций, что приведет к снижению их курса и росту ставки процента с r0 до r1. Более высокая процентная ставка ограничит намечавшийся при r0 инвестиционный спрос. В результате совокупный спрос на товарном рынке возрастет не до Y2, а только до Y1 и новое совместное равновесие на рынке товаров и денежном рынке установится при НД (Y) и ставке процента r1. Это говорит о том, что денежный рынок «гасит» мультипликационный эффект увеличения государственных расходов.
Рисунок 17.2 - Эффект увеличения государственных расходов а — модель IS-LM; б — денежный рынок; в — кривая совокупного спроса
Таким образом, одно из последствий увеличения фискальных расходов — эффект вытеснения: рост госрасходов приводит к росту ставок процента и к сокращению инвестиций. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос увеличивается. Следовательно, при том же уровне цен совокупный спрос будет выше в результате фискальной экспансии, поэтому воздействие увеличения государственных расходов соответствует сдвигу кривой совокупного спроса AD0 вправо, в положение AD1 (рис. 17.2, в). 17.3. Три особых случая в модели IS-LM В экономике существуют три особых случая, когда один из видов политики не оказывает никакого воздействия на экономику. Это происходит, когда: 1) кривая LM горизонтальна, что соответствует ситуации «ликвидной ловушки», 2) кривая IS вертикальна, что соответствует ситуации «инвестиционной ловушки», 3) кривая LM вертикальна или так называемый «классический случай». «Ликвидная ловушка» – это ситуация, когда ставка процента минимальна, и поэтому люди готовы держать любое количество денег, которое им будет предложено. Прирост количества денег не сможет никого заставить приобретать облигации, вся сумма прироста предложения денег хранится в форме наличных денег. Кривая спроса на деньги Мd принимает горизонтальный вид. Последствия «горизонтального» спроса на деньги заключаются в том, что ставка процента не может снизиться ниже r min, а инвестиции не могут возрасти. Поэтому стимулирующая монетарная политика не окажет никакого воздействия ни на ставку процента, ни на объем инвестиций, ни на уровень дохода, т.е. абсолютно неэффективна (Рисунок 17.3). Поэтому, по мнению Дж. Кейнса, остается лишь один рычаг — фискальная политика, которая непосредственно влияет на совокупный спрос через изменения налогов и правительственных расходов. Рисунок – 17.3 - Последствия сдвига кривой LM в ситуации ликвидной ловушки
Инвестиционная ловушка – это ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента, например, когда инвесторы весьма пессимистически оценивают перспективы своих капиталовложений вследствие непредсказуемости будущей экономической конъюнктуры. Поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид. Вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS.
Рисунок 17.4 - Денежная и фискальная политика в ситуации инвестиционной ловушки.
Сдвиг кривой LM на любом из участков IS не изменит величину реального дохода, поскольку снижение ставки процента (от r1 до r2) в результате увеличения предложения денег (сдвиг кривой LM вправо от LM0 до LM1) не повлияет на величину инвестиционных расходов, так как они совершенно нечувствительны к ее изменению (17.4). Следовательно, денежно-кредитная политика не окажет никакого влияния на совокупный спрос и национальный выпуск. Эффективной будет лишь фискальная экспансия, которая приведет к сдвигу кривой IS0 в положение IS1. При этом эффективность фискальной политики максимальна, поскольку отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора. Рост государственных расходов, вызывая увеличение совокупных расходов, ведет к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента, но более высокая ставка не приводит к вытеснению расходов частного сектора (в первую очередь, частных инвестиций), поскольку они не зависят от ставки процента.
«Классический случай» - кривая LM вертикальна. В случае вертикальной LM изменения в фискальной политике не влияют на совокупный спрос и размер НД (рис. 8.9). Рисунок 17.5 - Неэффективность фискальной политики в случае вертикальной LM.
Таким образом, в результате анализа IS-LM мы видим, что денежная политика оказывается эффективной лишь при высоких ставках процента. В этом случае увеличение предложения денег приведет к снижению ставок, а значит, к росту инвестиций и производства. Фискальная политика наиболее результативна, когда кривая LM горизонтальна и кривая IS вертикальна. ЛЕКЦИЯ 18. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 18.1 Сущность и основные направления социальной политики 18.2. Уровень и качество жизни населения 18.3. Доходы населения и проблемы их формирования. Неравенство в распределении доходов 18.4. Механизм социальной защиты 18.1 Сущность и основные направления социальной политики В XX в. в развитых странах социальная сфера чрезвычайно расширилась. Наряду с традиционными видами социальных услуг — образованием и здравоохранением, которые в определенной мере содержались за счет государства и прежде — получили развитие такие элементы социальной сферы, как социальное обеспечение и социальное страхование. Социальные расходы (социальное обеспечение, социальное страхование, жилье, здравоохранение и образование) в развитых странах колеблются от уровня чуть ниже половины всех бюджетных расходов центрального правительства (в Канаде, Великобритании, Соединенных Штатах Америки) до более двух третей во Франции и Германии. В расходах консолидированного бюджета Беларуси более 50% занимают расходы на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальная политика) и расходы ФСЗН, что показывает социальность белорусского бюджета. Социальная политика – совокупность мер государства, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Экономическая деятельность имеет конечной целью создание материальной базы для улучшения условий жизни и труда. Поэтому в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. С другой стороны, социальная политика является фактором экономического роста, так как рост благосостояния усиливает мотивацию к труду, способствует повышению эффективности производства Принципы социальной политики: 1. Принцип социального равенства членов общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.; 2. Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов населения данной страны; 3. Принцип социальной справедливости. Направления социальной политики: · политика обеспечения занятости; · политика регулирования доходов населения; · политика социальных гарантий; · политика социальной защиты; · политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Существуют два подхода к социальной политике в мировой практике: Рыночный подход – общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности («правила игры» на рынке). Государство свободно от социальной ответственности. Социально ориентированный подход – общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения как минимум таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Государство обеспечивает устойчивость и социальный мир, создает условия для развития способностей как основы для инновационной деятельности человека. Уровень экономического развития страны в социальном плане отражает система индикаторов благосостояния общества: занятость и безработица; условия и оплата труда; здоровье и образование; жилищные условия, состояние среды обитания; безопасность личности. Социальные индикаторы отражают и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и т.д. В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как среднеарифметическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). ИЧРП, равный 1, будет иметь страна, в которой: средняя продолжительность жизни равна 85 годам; ВВП на душу населения (по ППС) равен 40000 долларам США; 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении. Ближе всего сегодня к этому показателю находится Япония, Норвегия. ИЧРП, равный 0, будет иметь страна, в которой: средняя продолжительность жизни равна 25 годам; ВВП на душу населения равен 100 долларам США; 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0, 275. В 2003 году Беларусь, попала в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, заняв 53-ю позицию (в группу с высоким уровнем всего входит 55 государств). До этого на протяжении нескольких лет наша страна последовательно сохраняла свой рейтинг в группе со средним уровнем развития. 18.2. Уровень и качество жизни населения Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения в различные периоды или в различных странах. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей. Качество жизни в широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды. Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации. Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства. Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов. Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси. Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии. Кроме указанных статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания. Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения. По многим социально-экономическим показателям Республика Беларусь достаточно выгодно отличается от других стран СНГ и стран с переходной экономикой в целом. В частности, уровень регистрируемой безработицы, составивший в 2006 году 1, 5 % к численности экономически активного населения, является самым низким среди стран СНГ и Восточной Европы. В России уровень регистрируемой безработицы составляет 2, 1 %, Украине – 2, 8 %, Молдове – 6, 3 %, Казахстане – 8%, Армении – 8, 4 %. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения за 2005 год Беларусь: · по уровню ожидаемой продолжительности жизни (68 лет) занимает лидирующее положение в СНГ, уступая лишь Грузии (71 год); · по показателю детской смертности в возрасте до пяти лет (10 смертельных случаев на 1000 детей) существенно опережает государства СНГ (в России этот показатель составляет 16 человек, в Украине – 20, в Казахстане – 73); · по показателю доли расходов на здравоохранение в общем объеме ВВП (6, 4 %) превосходит большинство стран СНГ и ряд государств-членов Европейского союза; · входит в число тридцати государств мира, где все роды проходят под надзором квалифицированного медицинского персонала. Такого показателя не смогла добиться ни одна другая страна СНГ и такие высокоразвитые государства как США, Великобритания, Израиль и др. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики. «Потребительская корзина» формируется по основным статьям расходов: — питание; — одеяла, белье, обувь; — предметы санитарии, гигиены, лекарства; — мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; — жилище и коммунальные услуги; — культурно-просветительные мероприятия и отдых; — бытовые услуги, транспорт, связь; — содержание детей в дошкольных учреждениях; — налоги, обязательные платежи, накопления; — прочие расходы. Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально неприемлемо. Минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице. Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек Прожиточный минимум - минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», основным критерием признания граждан бедными является бюджет прожиточного минимума. Все граждане (семьи), отнесенные к категории бедных, имеют право на государственную социальную помощь. Бюджет прожиточного минимума - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. Минимальная заработная плата – это гарантированный минимум заработной платы, устанавливаемой государством в законодательном порядке, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих. 18.3. Доходы населения и проблемы их формирования. Неравенство в распределении доходов Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности. Доходы – это общая сумма денежных (и натуральных) поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени. Различают следующие виды денежных доходов населения в зависимости от каналов их поступления: а) трудовые доходы работников — оплата рабочей силы как фактора производства, применяемого в производственном процессе; б) предпринимательский доход — доход, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью с образованием или без образования юридического лица после возмещения понесенных материальных затрат и выплаты процентов; в) доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и др.; г) социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (трансфертные платежи, поступающие от государства); д) доходы от «теневой» экономики, т.е. от совокупности неучтенных и противоправных (или к ним приравненных) видов экономической деятельности. Различают номинальный, располагаемыйи реальный доходы. Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Другими словами, реальный доход — это располагаемый доход с учетом уровня цен и инфляции.
Общая позитивная тенденция роста доходов населения не снимает проблем в этой сфере: 1. Низкая доля оплаты труда в ВВП —35 % в 2005 г., тогда как в экономически развитых странах она составляет 50—60 %. 2. Индекс реальных денежных доходов населения превышает темпы роста ВВП. Рост денежных доходов, опережающий темпы прироста ВВП в условиях низкой рентабельности предприятий, во многом объясняется действием административных факторов. Была законодательно ужесточена ответственность руководителей за своевременность выплаты заработной платы, а мощный административный ресурс государства вынуждал предприятия неуклонно повышать уровень номинальной заработной платы. 3. Периодически возникающее превышение денежных расходов и сбережений по сравнению с доходами населения, что, очевидно, является следствием функционирования «теневой» экономики. 4. Недостаточная регулирующая роль МПБ. Несмотря на то, что существуют общие принципы формирования доходов, сохраняются условия их дифференциации, а следовательно, и уровней жизни различных слоев и групп населения. Структура белорусского общества в 2005 г. в зависимости от уровня доходов характеризуется следующим образом: располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного минимума имели 27 % населения (группа бедных); располагаемые ресурсы в размере от бюджета прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета имели 40 % населения (группа малообеспеченных); свыше полутора минимальных потребительских бюджетов имели 13 % (среднеобеспеченная часть населения); свыше двух минимальных потребительских бюджетов имели только 3, 9 % населения (наиболее обеспеченная часть населения). Более структурированную картину распределения доходов дает расчет по квинтильным и децильным группам. Квинтилъные группы, строятся путем ранжирования семей по уровню располагаемых ресурсов. Первоначально семьи ранжируются в порядке возрастания среднедушевых располагаемых ресурсов, а затем делятся на пять равных групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. В результате первая квинтильная группа (низшая) включает 20 % семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа — последующие 20 % семей и так далее; пятая квинтильная группа (высшая) включает 20 % семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Данные показывают, что в последние годы соотношение ресурсов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения равно 6. Как известно из мировой практики, этот разрыв считается предельным. Неравномерность распределения доходов в стране имеет также территориальные, профессиональные, гендерные и возрастные аспекты. Для измерения неравенства в распределении доходов в экономической теории используется кривая Лоренца (по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца (1876—1959)). Она отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Для построения кривой по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикали — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (Рисунок 18.1). Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% совокупного дохода, 40% населения — 40% дохода и т.д. Линия биссектрисы характеризует абсолютное равенство в распределении доходов. Рисунок 18.1 - Кривая Лоренца.
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Чем больше выгнутость кривой, тем больше неравенство. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью индекса концентрации доходов населения (коэффициента Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0, 27—0, 33. Денежный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.
|