![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи, методы и функции современного менеджмента
Основные задачи менеджмента: 1. обеспечение производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся ресурсов; 2. обеспечение автоматизации производства и оптимальное использование высококвалифицированного труда; 3. стимулирование работы сотрудников путем создания соответствующих условий труда и адекватного денежного вознаграждения; 4. постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы и координация работы всех подразделений фирмы; 5. определение конкретных целей развития предприятия; 6. разработка стратегии развития фирмы; 7. разработка системы мероприятий для решения намеченных проблем. Функции менеджмента – это виды управляющей деятельности: 1) планирование; 2) организация; 3) координация; 4) мотивация; 5) контроль.
Планирование - выбор целей и план действий по их достижению. Виды планирования. Стратегическое планирование ориентировано на достижение целей, оценку тенденций в окружении системы, учет поведения конкурентов. Достижение стратегических целей (масштабные проблемы) охватывает обычно период 5 лет. Тактическое планирование направлено на тактические цели (частные проблемы), поддерживает стратегический план, определяет промежуточные цели на пути к достижению стратегических целей и задач. Оперативное планирование основано на стандартах деятельности, описание конкретных работ и операций. Организация связана с созданием самой организации, её структуры управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это распределение задач между подразделениями или работниками, установление взаимодействия между ними. Реализация этой функции позволяет определить цели и задачи совместной деятельности персонала, выявить потребности в ресурсах и обеспечения ими; установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков исполнения, выбор способов действий Координация, или регулирование, объединение в единое целое усилий всех частей организации. Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима функционирования организационной системы. Мотивация – стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий, к достижению поставленных целей. Мотивация – это процесс внутреннего побуждения. В состав мотивации входят 2 основных понятия: потребность и вознаграждение. Потребность – это физический или психологический недостаток чего-либо. Они вызывают побуждения к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе обретения жизненного опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворять свои потребности. Стимул – это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей за выполнение определенный действий. Менеджмент должен создавать систему стимулов соответствующих мотивами работников и направляющих их деятельность в общее русло. Стимулы становятся действенными, т.е. стимулируют работников тогда, когда они согласуются с их внутренними мотивами и отвечают им. Стимулы: экономические, моральные, коллективные, индивидуальные, идеологические, правовые, эстетические и т.д. Результаты: экономические (производительность, качество труда, выполнение заданий); социально-экономические (трудовая, творческая активность, дисциплина, отношение к труду); социальные (общественно-политическая активность, развитие личности, гармоническое сочетание интересов личности и общества). Суть функции заключается в определении потребностей людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения.
Контроль – соотнесение реально достигнутых или достигаемых результатов с запланированным, выявление отклонений и их причин, что в свою очередь, позволяет спроектировать процесс планирования. К основным принципам контроля относятся: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность, эффективность. Функции менеджмента находятся в динамической связи и чтобы выполнить одну функцию необходимо выполнять весь комплекс функций, относящихся к определенной сфере управления предприятием опираясь на методы управленческой деятельности. Методы менеджмента – это способы и средства воздействия на управляющую систему для достижения поставленных целей. Посредством методов реализуются принципы управления. Методы различаются мотивационной характеристикой, т.е. как ведут себя люди при применении к ним тех или иных методов. Методы делятся на методы прямог о и косвенного воздействия. Невыполнение методов прямого воздействия (организационно-распорядительные методы) ведет за собой применение различных санкций административного характера (основаны на ответственности подчиненных перед властью руководителя, регулируют правовые и организационные отношения). К косвенным относят экономические (основаны на материальной заинтересованности рабочих, контролируют экономические отношения) и социально-психологические методы (основаны на нематериальном интересе рабочих, регулируют социальные, идеологические, эстетические отношения). Особенности организационно-распорядительных методов управлении: 1) Принадлежат к группе силового воздействия. 2) Предопределяют однозначные решения вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности. 3) Оказывают конкретное воздействие – определяют цели и задачи, порядок и сроки выполнения, ресурсы. 4) Имеют самостоятельное значение, но могут служить средством осуществления др. методов. 5) Акты административного воздействия характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями. Эти методы является наиболее сильным средством воздействия на коллектив для поддержания дисциплины и порядка в работе. Организационно-распорядительные методы делятся на группы: •стабилизирующего воздействия •распорядительного воздействия •дисциплинарного воздействия. В методы стабилизирующего воздействия включается регламентирование – это совокупность правил, определяющих порядок работы в организации. Он заключается в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения. Бывает общегосударственное, общесистемное, структурное, должностное регламентирование. Нормирование – устанавливает допустимые границы деятельности и заключается в утверждении определенных норм, которые служат ориентиром действий, как правило, устанавливают верхние и нижние границы. В методы распорядительного воздействия включаются способы и решения конкретных ситуаций, не предусмотренных стабилизирующим воздействием. Осуществляется для оперативного управления, выступает в форме приказов, распоряжений и т.д. Методы дисциплинарного воздействия устанавливают ответственность для определенных должностей, права и обязанности руководителей.
Экономические методы управления основаны на знании и сознательном использовании объективных экономических законов. Он характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию. В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма хозяйствования · методы планирования · система ценообразования · система кредитования, финансирования, налогообложения, · анализ хоз. деятельности · распределение доходов и прибыли · оплата труда · материальное стимулирование. Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель – положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом руководства является взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Для того, чтобы эффективно осуществлять эти методы, используют следующие виды сбора информации: интервьюирование, анкетирование, изучение документов, самонаблюдение, эксперимент.
|