![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение сознания. Сознание как совместное знание
Любая профессия требует от человека обладания определенными особенностями или качествами, которые определяют его принадлежность к соответствующей профессиональной деятельности и успешность ее выполнения. Большое значение при этом приобретает процесс становления профессионального сознания человека. Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует. В современной психологии принято сознанием называть высшую, свойственную человеку форму отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира. В большинстве случаев сознание определяют через функции, которое оно выполняет. Психофизиологические аспекты проблем сознания рассмотрены В.П. Зинченко, Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаевым, Ю.И. Александровым и др. Сознание представляется как организованная группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, то есть сознание воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации (Х. Дельгадо). Принципиально новые возможности в разработке проблемы сознания открылись в связи с введением информационного подхода (Д.И. Дубровский). Поскольку феномен сознания требует содержательного описания, а мозговые процессы предполагают описание в естественнонаучных терминах, объединить их при истолковании сущности сознания невозможно. Однако понятие информации позволяет совместить в едином теоретическом ключе оба типа описания, и тем самым послужить основой для концептуального объяснения связи явлений сознания с мозговыми процессами. Таким образом, всякое явление сознания (как явление субъективной реальности) есть определенная информация, присущая определенному социальному индивиду. Будучи информацией, всякое явление сознания (субъективной реальности) необходимо воплощено в своем материальном носителе. Этим носителем является определенная мозговая нейродинамическая система данного индивида. Определенная мозговая нейродинамическая система является кодом соответствующей информации, представленной данному индивиду как явление субъективной реальности. В современной научной литературе описаны три подхода к решению проблемы сознания (Ю.И. Александров и др.): 1) «светлого пятна» – концепция апеллирует к понятию сознания в его более простом понимании; 2) информационного синтеза – концепция занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как более простых, так и (частично) сложных феноменов; 3) связи сознания с речью – концепция ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко): · бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы; · рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: значение и смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные вербальные значения, житейские и научные значения-понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного слоя сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание выполняет следующие функции: 1) отражательную - обеспечивает ориентировку во внешнем мире; 2) регулятивно-оценочную — обеспечивает оценку информации, поступающей из внешнего мира, и организацию поведения на основе этой информации; 3) рефлексивную — обеспечивает возможность человека посмотреть на себя «со стороны», понять, как его поступки воспринимаются окружающими; 4) порождающую (творчески-креативную) — обеспечивает создание новых идей, произведений. Специалисты выделяют следующие особенности сознания, которые прежде всего связаны с социальной сутью развития человеческого сознания: • обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; • категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем; • отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; • осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; • сознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Психологическую структуру сознания составляют: 1) совокупность знаний об окружающем мире; 2) различение объекта и субъекта психического отражения; 3) обеспечение целеполагающей деятельности; 4) отношение к окружающим событиям, явлениям, людям. Важнейшим условием существования и развития сознания является язык. Реализация функций сознания возможна только посредством речи. Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» – самосознание. Вопросы влияния самосознания на процесс профессионального самоопределения изложены в работах А.К. Марковой, Е.А. Климова, М.С. Гуткина, Г.Ф. Михальченко и др. На вопрос: что такое собственное «Я», дает ответ психология самопознания. Самопознание – это процесс осознания себя как личности, осознанное отношение человека к самому себе, к своим способностям и потребностям, влечениям и мотивам поведения переживаниям и мыслям, на основе которого формируется «Я-концепция», или «Я-образ». «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?). Выделяют еще такие составляющие «Я-концепции», как: · настоящее «Я» – каким я вижу себя в настоящий момент; · динамическое «Я» – каким я стремлюсь стать; · фантастическое «Я» – каким я хотел бы быть; · идеальное «Я» – каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов и т.д. В процессе профессионального самоопределения каждый человек осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства, и в будущем видите себя профессиональным музыкантом. Но для того, чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать. При отсутствии четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, в процессе наблюдения за окружающим миром и за деятельностью людей, человек осуществляет попытку представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. Внутри человека во время представления своей будущей профессии постоянно происходит сложная и интенсивная работа по сопоставлению себя с внешним миром. В своих представлениях человек видит себя в разных ролях. Перечень этих ролей может быть бесконечным и разнообразным. Высоты, на которые мы можем взобраться в своих мечтах, безграничны. Психология называет этот взгляд на себя «Я» фантастическое. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося свои способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты и представления согласовывать с ними. Именно «Я» реальное – отправная точка всех планов человека, в том числе и профессиональных. Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу (А.К. Маркова). Профессиональное самосознание включает: · осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; · осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; · учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; · самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя; · положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции». Большую роль в становлении профессионального самосознания имеет отнесение себя к общности других людей, прежде всего к профессиональной общности. Вместе с тем профессиональное самосознание становится еще более зрелым, если человек видит себя еще в более широком контексте, и если он обладает более глобальными видами сознания. Отмечается, что профессиональное сознание всегда существует в динамическом соотношении с подсознанием, с неосознаваемым, что проявляется, например, в импульсивных действиях профессионала. Возможны противоречия между профессиональным сознанием, осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками. Профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, формированию, но между тем оно зачастую складывается стихийно.
Лекция 13. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала
|