![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация утомления, понятие термина «монотонность работы» и меры по ее предупреждению
Причины пониженной работоспособности. Деятельность человека ввиду ее напряженного характера, как правило, сопровождается снижением работоспособности за счет нарушения функционального состояния, падения активности психических функций и т. д. Среди функциональных нарушений особое место с точки зрения частоты возникновения и влияния на работоспособность и занимает состояние утомления и переутомления. Повышенная чувствительность к стандартным рабочим нагрузкам, быстрая утомляемость и медленное восстановление после их воздействий свидетельствуют о недостаточной профессиональной пригодности индивида. Утомление — особое, своеобразно переживаемое, психическое состояние, для которого характерны (Н.Д. Левитов): 1) чувство слабосилия. Человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу; 2) расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляемых психических функций. Оно легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым; 3) расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании, что имеет место, например, при многочисленных совещаниях, теряется нить содержания и смысл излагаемого. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности; 4)нарушения в моторной сфере: замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройство их ритма, ослабление точности и координированности движений, их деавтоматизация; 5) дефекты памяти и мышления, особенно оперативных компонентов. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации; 6)ослабление воли — решительности, выдержки и самоконтроля, причем человек всегда находит этому своеобразные «объяснения». Отсутствует настойчивость. Проявляется сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность во сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя. Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. При слабом утомлении не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым эффективность управленческого труда. При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны. Важно отметить, что если утомление считается «нормальным», рабочим состоянием, не требующим специального вмешательства для организации коррекции, то переутомление — как правило, состояние патологическое, при котором необходимо проведение специальных реабилитационных и коррекционных процедур. Развитие утомления имеет свою динамику, в которой можно выделить разные стадии. Н.Д. Левитов выделяет первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Эффективность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание — чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительности труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу. На второй стадии у т о м л е н и я понижение производительности становится заметным и все более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качественным показателям труда. В это время существенно вырастает «физиологическая цена» деятельности, т. е. расходуемые физиологические усилия, необходимые для выполнения стандартной операции. Третья стадия утомления характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. «Кривая работы» или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние. Перечисленные выше признаки утомления и переутомления встречаются в различных сочетаниях и с разной степенью выраженности. Развитие симптомов утомления, степень их выраженности и влияния на психическую деятельность определяются как общей функциональной устойчивостью организма человека, так и уровнем его профессиональной подготовленности и развитием способностей к выполнению конкретной деятельности, то есть профессиональной пригодностью. Многие исследователи выявили различия индивидуальной подверженности утомлению. С.М.Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий: 1) индивидуальных особенностей работника; 2) обстоятельств протекания работы; 3) качества выполняемой деятельности; 4) особенностей трудового режима и т.д. Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных свойств зависит и то, как субъективно переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях. Следует особо подчеркнуть, что, как правило, развитие состояния утомления является неизбежным атрибутом профессиональной деятельности, ибо выполнение любого, сколько-нибудь значительного задания требует расходования сил и энергии. Более того, утомление есть непременное условие становления профессионала, формирования трудовых навыков. Еще в 1920-х гг. в психологии труда была установлена закономерность (так называемый закон гиперкомпенсации), известная как «эффект Баумгартен» (по имени автора — немецкой ученой, работавшей в этой области). Он заключается в том, что восстановление психофизиологических функций, сниженных вследствие развития утомления, происходит до уровня, превышающего исходный. В этом — ключ понимания психофизиологических закономерностей формирования навыка (есть еще нейропсихологическая трактовка, связывающая формирование навыка с автоматизацией и «свертыванием» компонентов исполнительского действия). Таким образом, утомление — это нормальное явление, но до определенных пределов, пока оно не перешло в переутомление. Отдельное внимание специалистов в настоящее время привлекает так называемый синдром хронической усталости (СХУ). Его особенность заключается в том, что отдых, даже продолжительный, не приводит к появлению у работника ощущения свежести, прилива сил, желания работать, которые в обычной ситуации являются индикаторами нормального состояния в цикле работа — отдых. Попытки объяснить (а значит, и выработать обоснованные рекомендации) развитие этого состояния привели к возникновению двух взглядов на СХУ. Одни исследователи связывают развитие СХУ с вирусной инфекцией (так называемая болезнь Эпштейна—Барра). Другие развитие этого состояния объясняют особыми условиями труда представителей ряда профессиональных групп, в частности, управленцев, которые ни на минуту не могут избавиться от мыслей о производственных проблемах. А сейчас, пока нет объяснения этому феномену, нет и действенных мер профилактики и коррекции. Люди, страдающие СХУ, рискуют получить в ближайшей перспективе целый ряд серьезных соматических заболеваний. Поэтому нужно не бороться с утомлением вообще, что в принципе сделать невозможно, а стремиться устранить причины преждевременного развития утомления, прогнозировать возможное появление ошибок в работе в этом состоянии, обеспечить максимально быстрое восстановление функций работников после напряженной работы. Понятие монотонии всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Впервые эта проблема привлекла к себе внимание специалистов в период широкого внедрения в производство конвейерной сборки. Однообразный труд, требующий небольшого числа трудовых навыков, настолько изматывал работников, что дело доходило до судебных разбирательств, в которых профсоюзы отстаивали права работников на более интересную и разнообразную работу. Весьма характерно это состояние и для работников транспорта (машинистов поездов, пилотов, водителей-«дальнобойщиков»). В настоящее время единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение отличительных его черт и общих с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между ними заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной и физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Это состояние соответствует минимальному уровню активации на кривой Йеркса-Додсона, что отражается и в невысокой эффективности качества работы. Утомление является фазовым процессом, а монотония характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Во многом эти колебания повторяют естественные флюктуации внимания и уровня активации. Значит, первым следствием утомления является снижение качества выполнения заданий, а монотонии — колебания выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотония, наоборот, снижает ее. Монотония проявляется чувством усталости, сонливости, испорченности настроения, скуки, апатии и т.д. Широко дискутируется вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонии. Более устойчивы к развитию состояния монотонии интроверты, люди с выраженными волевыми качествами. Устойчивость к монотонии, как показали исследования Н.П.Фетискина, определяет наличие монотофильного (устойчивого к монотонии) типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, малой силой нервной системы. И наоборот, сильнее подвержены влиянию монотонных условий труда лица, которым свойственны подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. Отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы. И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос — пути борьбы с монотонностью на производстве. М.И.Виноградов предлагает: 1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т.е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).
|