Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь структуры капитала и дивидендной политики корпорации






Формирование рациональной структуры капитала – одна из важнейших проблем корпоративных финансов. На практике существует взаимосвязь структуры капитала и дивидендной политики корпорации. Данная зависимость проявляется в том, что структура капитала зависит от рентабельности собственных средств и нормы распределения чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства. При высокой рентабельности собственного капитала можно оставить больше чистой прибыли на цели накопления и пополнения оборотных активов без ущерба для дивидендных выплат акционерам.

Внутреннее (за счет чистой прибыли) и внешнее (за счет кредитов и займов, а также эмиссии акций) финансирование тесно взаимосвязаны. Однако это не означает взаимозаменяемости источников средств. Так, внешнее долговое финансирование не должно подменять собой привлечения и использования собственных средств. Только достаточный объем собственного капитала (более 50%) способен обеспечить развитие корпорации, укрепить ее финансовую независимость и усилить доверие к ней акционеров, кредиторов, поставщиков, страховщиков и других партнеров. В практической ситуации только собственные средства способны обеспечить возврат кредитов и займов. Однако на отдельных этапах жизненного цикла компании возникает потребность во внешнем заимствовании (например, у банков). Задолженность смягчает возможный конфликт между руководством акционерной компании и ее собственниками, понижает акционерный риск. С другой стороны, задолженность обостряет конфликт между собственниками и кредиторами. Это происходит по трем причинам.

Первая причина заключается в дивидендной политике. Увеличение суммы дивидендных выплат при снижении чистой прибыли приводит к относительному понижению собственного капитала по сравнению с заемным в его общем объеме, что требует от корпорации новых заимствований у банков и иных кредиторов и роста расходов по обслуживанию долга. Происходит своеобразное обесценивание выданных кредитов с точки зрения банков, так как ранее предоставленные ссуды, как правило, пролонгируются.

Вторая причина связана с тем, что при высоком уровне коэффициента задолженности (свыше единицы) возрастает потенциальный риск банкротства корпорации.

И наконец, третья причина: если при выпуске корпоративных облигаций новые заемные средства привлекают на более выгодных условиях, чем предыдущая эмиссия, то ранее выпущенные облигации могут упасть в цене.

В рыночной экономике существует механизм нивелирования данных противоречий. Широко известный способ – выпуск таких финансовых инструментов, которые позволяют владельцам корпоративных облигаций стать акционерами корпорации (облигации, конвертируемые в акции, облигации с подписными купонами и т.д.)

Корпорация может также проводить политику постоянного возобновления заемных средств, привлекаемых на краткосрочной основе, на цели долгосрочного финансирования высокоэффективных мероприятий. Тогда при каждом очередном погашении краткосрочных кредитов (вместе с процентами) кредиторы убеждаются в надежности руководства компании-заемщика.

Нестабильная обстановка на фондовом рынке ограничивает возможности корпораций в использовании долевого и долгового финансирования (с помощью эмиссии собственных акций и облигаций). Поэтому любая компания (вне экстремальны условий) не должна исчерпывать свою кредитную способность. Всегда следует оставлять резерв для дополнительного заимствования средств, чтобы в случае необходимости покрыть дефицит денежных средств кредитом банка без серьезной угрозы для своего финансового состояния.

На практике используют четыре основных способа внешнего финансирования (Приложение 3.):

1. Закрытая подписка на акции. Если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной по сравнению с рыночным курсом цене. Поэтому у корпорации возникает улучшенная выгода, что является потенциальным расходом.

2. Открытая подписка на акции. Акционеры открытого общества вправе реализовать принадлежащие им акции без согласия других собственников. Такое общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и проводить их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства России. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на акции, если такая подписка предусмотрена его уставом и не ограничена правовыми актами РФ.

3. Привлечение заемных средств в форме кредитов и займов (эмиссия корпоративных облигаций).

4. Смешанный (комбинированный) способ.

Первый способ имеет ограниченное применение из-за возможного дефицита денежных средств у акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования общества. Выбор между вторым и третьим вариантами обусловливается сведением к минимуму риска утраты контроля над акционерным обществом.

Таким образом, правила, несоблюдение которых может привести акционерное общество к потере финансовой устойчивости и даже к банкротству, можно сформулировать следующим образом.

Если рентабельность собственного капитала и уровень дивидендных выплат не имеют для общества большого значения, что не устраивает его владельцев (акционеров), то выгоднее увеличивать собственный капитал за счет эмиссии акций, чем брать кредит у банков. Привлечение заемных средств может обойтись обществу дороже, чем выпуск акций. Однако при этом возможны трудности в процессе размещения акций на фондовом рынке.

Если величина чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, достаточна (устраивает акционеров), а чистая рентабельность собственного капитала и уровень дивидендных выплат имеют высокое значение, то выгоднее взять в банке кредит, чем увеличивать собственный капитал. Привлечение заемных средств в этом случае обойдется обществу дешевле, чем увеличение собственного капитала за счет дополнительной эмиссии акций. Если в такой ситуации начать эмиссию акций, то у инвесторов может возникнуть ошибочное представление о неудовлетворительном финансовом положении акционерной компании. Тогда может возникнуть проблема с размещением нового пакета акций. Рыночная цена акций может понизиться, что вызовет потребность в долговом финансировании.

Надежным и перспективным объектом инвестирования считают акционерные компании с устойчивым балансом, незначительной дебиторской задолженностью, растущей в последние два-три года нормой чистой прибыли на собственный капитал и невысоким коэффициентом финансового риска.


 

Приложение 1.

Рис.1. Классификация финансовых решений

 

Рис.2. Классификация инвестиционных решений

 

 


Приложение 2.

Рис.3. Процедура принятия решений по управлению финансами и инвестициями корпорации

 

 


Приложение 3.

Таблица 1. Преимущества и недостатки основных способов долевого и долгового финансирования корпорации.[4]

 

Способ финансирования Позитивно Негативно
1. Закрытая подписка на акции Сохраняется контроль над акционерным обществом. Финансовый риск незначителен. Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения акций, предлагаемых другими их владельцами   Объем финансирования ограничен. Число акционеров общества не более пятидесяти. Минимальный размер уставного капитала – не менее стократной суммы МРОТ. Высокая стоимость привлечения средств
2. Открытая подписка на акции Финансовый риск существенно не увеличивается. Возможна мобилизация значительных денежных ресурсов с рынка капитала. Число акционеров общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала – не менее тысячекратной суммы МРОТ   Может быть утрачен контроль над обществом при сильном распылении акционерного капитала. Высокая стоимость привлечения средств, особенно по обыкновенным акциям
3.Долговое финансирование (выпуск корпоративных облигаций) Контроль над АО сохраняется. Уставный капитал не изменяют. Относительно низкая стоимость привлечения средств (обеспечение займов имуществом общества)   Возрастает финансовый риск. Твердая фиксация срока погашения займа
4. Смешанное (комбинированное) финансирование Преобладание тех или иных преимуществ и недостатков, характерных для указанных выше способов (исходя из структуры источников формирования капитала)    

 


Корпоративное финансовое планирование

 

Содержание и задачи финансового планирования

Как известно, устойчивая работа предприятия (корпораций) в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля. Данная проблема продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность предприятия в условиях непредсказуемости рыночных отношений.

Планирование деятельности организации имеет два аспекта:

· общеэкономический – с точки зрения теории фирмы;

· управленческий – как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность компании и использовать этот прогноз в целях ее развития.

Планирование дает ответы на многие вопросы, например:

1. На каком уровне развития находится предприятие и каковы результаты его финансово – хозяйственной деятельности?

2. При помощи каких ресурсов, могут быть достигнуты цели предприятия?

На мой взгляд, на основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляется организация работ, мотивация персонала, контроль результатов и их оценка. С помощью умелого прогнозирования корпорация может снизить негативные последствия предпринимательского риска.

Преимущества планирования заключаются в следующем:

· планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;

· в результате планирования проясняются многие проблемы;

· планирование стимулирует управленческую деятельность;

· обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации;

· руководство получает необходимую информацию;

· оптимизируется распределение ресурсов.

Разработка предприятиями (корпорациями) финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе управления.

Финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий и долгосрочный период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков.

Большое внимание финансовому планированию уделяют как зарубежные, так и отечественные экономисты.

По определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование – это процесс, включающий[5]:

· анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;

· прогнозирование последствий принимаемых решений;

· обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план;

· оценку соответствия результатов, достигнутых корпорацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

В процессе планирования специалисты должны предусмотреть не только оптимистический, но и пессимистический варианты развития событий.

Ф. Ли Ченг и Д. И. Финнерти финансовое планирование понимают как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпораций и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов[6].

Модели финансового планирования предназначены для уточняющего прогнозирования путем определения взаимосвязи решений о дивидендах, инвестициях, источниках и методах финансирования корпорации.

Задачи финансового планирования заключаются:

· в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;

· в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;

· в прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;

· в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;

· в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансовым планом.

Западные корпорации используют три основные модели финансового анализа, планирования и прогнозирования:

· систему алгебраических управлений;

· модель линейного программирования;

· экономическую модель (с использованием управлений множественной регрессии).

Результатом применения моделей финансового планирования и прогнозирования являются варианты финансовых отчетов (о прибылях и убытках, о доходах и расходах, о движении денежных средств).

Бюджет – это оперативный финансовый план. Составленный на срок до одного года (месяц, квартал, полугодие), отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации.

Бюджетирование – это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом корпорации — по источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса).

Бюджетный контроль — это текущий контроль над исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета — это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей.

Значение корпоративного финансового планирования заключается в следующем:

1. Намеченные стратегические цели корпорации находят отражение в финансово-экономических показателях: объеме продаж, себестоимости проданных товаров, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2. Стандартизируется поступающая финансовая информация, приобретая форму финансовых планов и отчетов об их исполнении.

3. Определяются границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов корпорации.

4. Оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют информацию для разработки и корректировки корпоративной финансовой стратегии на рынке товаров, денег и капитала.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.

Назначение финансового плана состоит:

· в прогнозировании среднесрочной финансовой перспективы.

· в определении текущих доходов и расходов.

Очевидно, что важнейшими объектами финансового планирования являются:

· выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

· прибыль и ее распределение;

· фонды специального назначения и их использование;

· объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

· взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога;

· объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

· плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения;

· объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

В условиях конкуренции, при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров, приобретают значение перспективные финансовые планы, охватывающие 2—3 года, например бизнес-план инвестиционных проектов с длительными сроками реализации.

Основу финансовой стратегии компании составляет самофинансирование. Самофинансирование предусматривает использование, прежде всего, собственных источников, а также привлеченных средств из соответствующих бюджетов, включая государственные.

Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

· договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов и услуг;

· результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1-5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

· прогнозные расчеты по реализации продукции или планы сбыта продукции исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала и продаж;

· экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и др.);

· принятая руководством компании учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других мероприятий, обеспечивающих развитие корпорации.

Принципы финансового планирования

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в корпорации. Среди них выделяют следующие:

1. Принцип системного планирования подразумевает:

· существование совокупности элементов (подразделений);

· взаимосвязь этих элементов;

· наличие единого направления развития подразделений, входящих в систему, в соответствии с целями корпорации.

2. Принцип координации планов отдельных подразделений выражается в том, что:

· нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими;

· всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

· процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;

· разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок → план производства → план по маркетингу (сбыту) → план движения денежных средств).

5. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности.

6. Принцип точности предполагает, что корпоративные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

Исходя из этих общих положений, целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») заключается в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки.

2. Принцип платежеспособности предполагает, что планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность корпорации в любое время года.

3. Принцип рентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложений следует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовую аренду — лизинг и др.).

4. Принцип сбалансированности рисков. Особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка. Для корпорации важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов и займов, так как не во всех случаях собственных средств достаточно для финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

6. Принцип предельной рентабельности указывает на то, что целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность на инвестированный капитал при допустимом уровне риска.

Финансовое планирование в западных компаниях ориентировано на извлечение приемлемой прибыли и сохранение позиций на товарном и финансовом рынках. Под прибылью понимают чистую прибыль, оставшуюся в распоряжении корпорации после налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство корпорации должно учитывать как налоговое бремя, так и возможности его понижения.

Методы финансового планирования

Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров доходов и центров затрат корпорации. Центр доходов — это подразделение, которое приносит корпорации максимальную прибыль. Центр затрат — это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе.

Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

· расчетно-аналитический;

· нормативный;

· балансовый;

· оптимизации плановых решений;

· экономико-математическое моделирование.

Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий период.

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др.

Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

Метод экономико-математического моделирования в финансовом планировании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выявляется в экономико-математической модели, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Виды и содержание финансовых планов

Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятия (корпорации) вправе разрабатывать несколько видов финансовых планов. В порядке рекомендации на рис.1[7] приводится их классификация.

Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из бухгалтерских и статистических отчетов предприятия (корпорации) за период, предшествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям относятся: выручка от продажи, себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность активов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса.

Второй этап — составление специальных расчетов и таблиц к финансовому плану (напр., расчеты бухгалтерской и чистой прибыли и ее распределение по направлениям).

Третий этап — разработка отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов). Они используются для финансового анализа и разработки планов на предстоящий период.

Рассмотрим содержание и назначение отдельных видов финансовых планов.

Составной частью бизнес-плана на действующем предприятии является график безубыточности. Он необходим также при создании новой фирмы, при разработке инвестиционного проекта и т. д. В процессе планирования объема реализации продукции (объема продаж) возникает необходимость определения минимальной величины этого показателя по предприятию в целом как первоначальной критической точки, ниже которой будет получен убыток. Обычно для этих целей рекомендуют строить график безубыточности (рис. 2)[8].

Следующим необходимым документом является баланс доходов и расходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателей баланса определяется источником поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. К балансу прилагают расчеты конечных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств на потребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Формат баланса доходов и расходов представлен на рис. 3[9].

В инвестиционном плане отражают общий объем реальных инвестиций (капиталовложений), направления их расходования и источники финансирования. Содержание инвестиционного бюджета представлено на рис. 4[10].

В современных условиях наиболее перспективным является метод самофинансирования, при котором доля собственных средств в общем объеме капиталовложений должна превышать 50%.

План распределения прибыли — это традиционный расчет бухгалтерской и чистой прибыли.

Основным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия (корпорации) является платежный баланс.

Кассовый план (заявка) - план оборота наличных денежных средств предприятия, который характеризует поступления и выплаты денежных средств через кассу. Своевременная выплата наличных денег характеризует денежные отношения предприятия с его персоналом.

Кредитный план - это план получения и погашения ссуд банков (включая уплату процентов за кредит). Форма кредитного плана предприятия па предстоящий квартал приведена на рис. 5[11].

План валютных доходов и расходов составляют на основе предполагаемого объема валютной выручки от экспортной реализации товаров в соответствии с заключенными контрактами, на базе плановых поступлений валюты от продажи их на внутреннем рынке и иных поступлений, а также предполагаемых расходов в валюте. План валютных доходов и расходов разрабатывают по форме, приведенной на рис. 6[12].

 

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующие краткие выводы:

  1. финансовое планирование – это процесс, включающий:

· анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;

· прогнозирование последствий принимаемых решений;

· обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план;

· оценку соответствия результатов, достигнутых корпорацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

  1. финансовое планирование - процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпораций и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов.
  2. В условиях конкуренции, при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров, приобретают значение перспективные финансовые планы, охватывающие 2—3 года, например бизнес-план инвестиционных проектов с длительными сроками реализации.
  3. Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов.

В России корпоративное финансовое планирование только начинает свое развитие, поэтому руководству корпораций при планировании деятельности целесообразно использовать зарубежный опыт.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал