Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение 1. Рис.1. Виды оперативных финансовых планов, которые могут разрабатывать корпорации
Рис.1. Виды оперативных финансовых планов, которые могут разрабатывать корпорации Приложение 2 Рис.2. График безубыточности
Приложение 3 Рис.3. Баланс доходов и расходов Приложение 4 Рис.4. Формат инвестиционного плана Приложение 5 Рис.5. Кредитный план акционерной компании Приложение 6 Рис.6. Формат валютного плана корпорации Схемы Определения финансового планирования
Задачи финансового планирования
3. Главная цель финансового планирования
Принципы финансового планирования
Методы финансового планирования
Содержание финансовой работы и контроля в корпорации
Содержание финансовой работы Финансовую работу в корпорациях осуществляют специальная финансовая служба или бухгалтерия. Назначение финансовой службы: v обеспечение производственно-коммерческой деятельности денежными ресурсами, т.е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса; v обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж; v осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юридическими и физическими лицами); v разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов); v контроль над рациональным движением денежных ресурсов (денежными потоками). Руководитель финансовой службы несет ответственность за финансовое состояние корпорации, за оперативное управление всеми видами финансовой работы, включая и регулирование денежных потоков (притока и оттока денежных средств). Финансовая служба тесно взаимодействует с ведущими производственно-коммерческими подразделениями акционерной компании. Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направлениям[14]. Это: 1. Финансовое планирование (бюджетирование расходов, доходов и капитала). 2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом. 3. Контрольно-аналитическая работа. Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов). В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ по разработке финансовой политики предприятия от 01.10.97 бюджеты составляют по структурным подразделениям (центрам ответственности) и по предприятию в целом. Для организации системы бюджетирования Минэкономразвития РФ рекомендует создавать следующие центры ответственности: § по доходам, включая управление коммерческой и маркетинговой деятельностью; § по расходам, включая управление производством, снабжением и ремонтом основных средств; § по прибыли, включая управление финансовой деятельностью; § по инвестициям, куда входит управление техническим развитием и персоналом предприятия. Четкое определение состава центров ответственности позволяет интенсивно внедрять систему финансового планирования и прогнозирования. Рекомендуемая Министерством экономического развития РФ система бюджетирования доходов, расходов и инвестиций на предприятиях России приводится в Приложении 1. Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые. В состав операционных бюджетов включают:
Финансовые бюджеты:
Бюджеты могут классифицироваться также по следующим признакам: Ø по периодичности составления – периодический и постоянный (стабильный); Ø по способу расчета показателей – базирующийся на данных истекших периодов и разрабатываемый «с нуля»; Ø по учету влияния изменений – фиксируемый, изменяемый и многовариантный. Многие предприятия составляют бюджеты по центрам финансового учета – центрам прибыли, затрат и профит-центрам. Центры финансового учета могут включать объекты трех типов: 1) влияющие на доходность предприятия (статьи бюджета доходов и расходов); 2) воздействующие на его платежеспособность (статьи бюджета движения денежных средств); 3) влияющие на развитие предприятия (статьи капитального бюджета). Для разработки бюджетов используют следующую информацию: · прогнозные данные о выручке от продажи продукции (работ, услуг); · данные по переменным производственным издержкам в разрезе каждой товарной группы; · обобщенные данные по постоянным издержкам с распределением их по отдельным видам, что позволяет обоснованно оценить рентабельность отдельных изделий; · прогнозные данные об удельном весе бартерного обмена, взаимозачетов в общем объеме выручки от реализации продукции; · прогнозы, касающиеся налоговых платежей, взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, банковских кредитов и возможностей их погашения; · данные о производственном потенциале предприятия (состав и структура основных средств, уровень их физического износа, коэффициенты выбытия и обновления, фондоотдачи и рентабельности); · прогноз объема капиталовложений и источников их финансирования; · прогноз состава и структуры оборотных активов, величины их прироста и источников финансирования, показателей оборачиваемости и доходности оборотных активов и др. Первоочередные действия для перехода к бюджетному управлению: 1. Анализ экономического потенциала (ресурсного и финансового). 2. Внедрение управленческого учета и отчетности. 3. Учет персонала. 4. Построение системы финансового управления, т.е. выделение центров финансового учета. 5. Подготовка операционных и финансовых бюджетов и соответствующей отчетности для контроля их исполнения. Управление бюджетированием начинают с назначения директора по бюджету. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента по экономике и финансам в акционерном обществе). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб предприятия. Директор по бюджету руководит работой бюджетного комитета, состоящего из специалистов верхнего звена управления предприятием. Комитет по бюджету – постоянно действующий орган, который занимается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возникающие в процессе разработки и утверждения бюджетов. В западных корпорациях подобное структурное подразделение называют «группа стратегического планирования» или «группа финансового анализа и планирования». В состав консолидированного (сводного) бюджета предприятия (корпорации) включают: ¨ исходные прогнозные данные (объемы производства и реализации продукции, капиталовложений и др.); ¨ сводный бюджет по доходам и расходам. Бюджет расходов включает локальные бюджеты производственных, коммерческих, управленческих, а также общих затрат по корпорации в целом (полную себестоимость продукции, работ, услуг); ¨ прогноз отчета о прибылях и убытках (форма № 2); ¨ прогноз отчета о движении денежных средств (форма № 4); ¨ прогноз баланса активов и пассивов (по укрупненной номенклатуре статей – форма № 1). Данный раздел консолидированного бюджета прогнозируют на основе плана продаж (реализации) продукции и плана денежных поступлений из прочих источников. Кроме того, необходимо учесть входные остатки денежных средств на балансовых счетах корпорации: касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), специальные счета в банках (55), переводы в пути (57). Расходный раздел консолидированного бюджета рассчитывается на основе: Þ бюджета материальных затрат в расчете на производственную программу; Þ бюджета расходов на электроэнергию; Þ бюджета фонда оплаты труда; Þ плана-графика налоговых выплат; Þ плана-графика взносов в государственные социальные внебюджетные фонды; Þ плана-графика погашения кредитов; Þ бюджета прочих расходов. Состав консолидированного (сводного) бюджета доходов и расходов корпорации приведен в Приложении 2. На практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию либо взаимозачета встречных платежей. В такой ситуации фактическую доходную часть консолидированного бюджета понижают. Поэтому для ликвидации дефицита следует оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и расходные статьи. Корректировка бюджета находится в компетенции руководства корпорации. Оперативная финансовая работа заключается в обеспечении регулярных денежных взаимоотношений с партнерами (контрагентами) корпорации: v поставщиками материальных ценностей и услуг (оплата закупок, управление производственными запасами и др.); v покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управление дебиторской задолженностью); v бюджетной системой государства; v персоналом (оплата труда, социальные и дивидендные выплаты); v банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.; v арбитражным судом в случае возникновения претензий и т.д. Частью оперативной финансовой работы считается также выбор наиболее эффективных способов финансирования корпорации. К таким способам относятся: самофинансирование (в основном за счет собственных средств) – умеренная финансовая политика; финансирование за счет краткосрочного банковского кредита (агрессивная финансовая политика); финансирование преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных кредитов и займов (консервативная политика); хеджирование (компенсация активов обязательствами при разном сроке их погашения); финансирование за счет отсрочки выплат по обязательствам (например, поставщикам); комбинированное (смешанное) финансирование, сочетающее элементы приведенных выше способов. В случае использования кредитного финансирования корпорация в состоянии поддерживать обеспеченность полученных ссуд следующими методами: § увеличением доли наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных ценных бумаг); § увеличением сроков, на которые предоставляются банковские кредиты. Необходимо учитывать, что эти методы приводят к снижению доходности ссудополучателя: в первом случае – из-за вложения средств в низкодоходные активы (внеоборотные активы и запасы); во втором – за счет необходимости выплаты процентов по кредитам и займам при наличии собственных средств. В процессе оперативной финансовой работы осуществляют систематический анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности (по данным квартальной отчетности или Главной книги, а также журналов-ордеров по расчетам с дебиторами и кредиторами) с учетом рекомендуемых значений этих показателей. По результатам такого анализа могут быть приняты следующие решения:
Финансовой службе необходимо рассмотреть задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по ним как для получения, так и для уплаты. Эту работу выполняют совместно с бухгалтерией. Следует иметь в виду, что расчеты с банками по операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не свыше 12 месяцев учитывают на отдельном субсчете к счету «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств организация-векселедержатель отражает по кредиту счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (номинальная стоимость векселя) и дебету счетов «Расчетные счета» или «Валютные счета» (фактически полученная сумма денежных средств) и «Прочие доходы и расходы» (учетный процент, уплаченный банку). Операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывают на основании извещений банков об уплате путем отражения суммы векселей по дебету счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности. При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от банка в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедержателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производят запись по дебету счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности. Аналитический учет дисконтированных векселей ведут в разрезе банков, осуществляющих учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств, векселедержателей и отдельных векселей. Наиболее общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью включает следующее: ¶ контроль состояния расчетов с покупателями, особенно по отсроченной (просроченной) задолженности; ¶ ориентацию на большее число покупателей с целью снижения риска неуплаты одним или несколькими крупными контрагентами; ¶ анализ соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью. Превышение суммы расчетов с дебиторами над величиной расчетов с кредиторами создает угрозу финансовой устойчивости предприятия в будущем и приводит к необходимости привлечения дополнительных (как правило, более дорогих) источников финансирования; ¶ использование способа предоставления скидок при досрочной оплате товаров; ¶ понижение суммы дебиторской задолженности на величину безнадежных долгов; ¶ отслеживание задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации денежной наличности товаров; ¶ заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты. Целесообразно также учесть порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит получен в иностранной валюте. Для заемщика имеет значение правильный выбор кредитной организации. При этом следует учитывать: наличие лицензии; размер процентной ставки; способы ее расчета (простым или сложным процентом); формы обеспечения кредита; условия пролонгации кредитов; репутацию банка на кредитном рынке и др. При определении дивидендной политики необходимо помнить «классическую» формулу: «Курс акции прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке при досрочных контрактах». Для выработки кредитной политики финансовая служба осуществляет анализ структуры пассива баланса и определяет уровень соотношения заемных и собственных средств, т.е. коэффициент задолженности, оптимальное значение которого 0, 67 (40%: 60%). На основе этих данных корпорация решает вопрос о достаточности собственных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. В отдельных случаях корпорации выгодно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как доходность собственного капитала повышается в результате того, что отдача от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка за кредит. Принимая решение о привлечении заемных средств, финансисты корпорации должны разработать план их возврата, определить приемлемую процентную ставку по ним и по альтернативным вложениям капитала. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций корпорации даже без выплаты дивидендов, если имеется достоверная информация о перспективах развития корпорации, причинах снижения выплаты дивидендов или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающей корпорации должна составлять не более 30-40%. Остальная доля чистой прибыли должна быть направлена на цели развития корпорации. Контрольно-аналитическая работа заключается в осуществлении систематического контроля над исполнением консолидированного и локальных бюджетов, над структурой капитала, использованием основных и оборотных средств, платежеспособностью и ликвидностью баланса корпорации. Организует финансовую работу на предприятиях различных форм собственности финансовый или главный директор. Примерная схема управления финансами для акционерных обществ России приведена в Приложении 3. Финансовый директор использует следующие методы управления корпорацией: планирование, самофинансирование, кредитование, страхование, самострахование (образование резервов), налогообложение, систему безналичных расчетов, систему амортизационных отчислений, финансовые поощрения и санкции, трастовые, залоговые, лизинговые, факторинговые и иные операции. Перечисленные методы предполагают использование специальных приемов управления корпоративными финансами: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки курса ценных бумаг и валют, дисконт и др. Стратегической целью финансового директора является обеспечение денежными ресурсами процесса производства и продажи товаров (продукции, работ, услуг). Он должен составить прогноз финансового состояния корпорации на ближайшее будущее (квартал, год) и на более отдаленную перспективу (далее календарного года). В соответствии с этой задачей разрабатывается стратегия формирования и использования финансовых ресурсов на цели развития акционерной компании и выплату дивидендов. Стратегические разработки финансового директора предполагают обязательный прогноз возможного изменения государственной политики в финансово-кредитной сфере с точки зрения соответствия такой политики целям и задачам корпорации.
|