![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и функции деловой беседы
Одной из самых распространенных форм делового общения является деловая беседа. Деловая беседа – это речевое общение между собеседниками, кото-рые имеют необходимые полномочия от своих организаций или фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или вы-работки конструктивного подхода и их решению. Деловая беседа – это разговор преимущественно между двумя собе-седниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых харак-теристик друг друга. Общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга. Деловая беседа выполняет следующие важные функции: § взаимное общение работников из одной деловой сферы; § совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабо- чих идей и замыслов; § обмен информацией; § контроль и координирование начатых мероприятий; § стимулирование активности; § поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей и т.п. В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая бе-седа обладает рядом преимуществ: § действие эффекта обратной связи; § быстрота реагирования на высказывания собеседников в соответ- ствии с конкретной задачей, способствующей достижению целей; § повышение компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе; § возможность более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения, а также целям каждой из сторон. Для того, чтобы добиться положительных результатов при проведе-нии беседы, психологи предлагают воспользоваться следующими основ-ными принципами:. Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно, даже если парт-нер проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказы-ваются на принятии решения. Спокойствие и рациональность – лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точке зрения ограничивает возможность выработки принятия взаимо-приемлемых решений. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по общению (а изменить ее в нужном направлении – ваша цель!), следует ее понять. Внимание. Даже если человек вас не слушает, привлеките его вни-мание (вербально или невербально), восстановите прерванный контакт. Лучший способ для этого – задать вопрос: «Вы меня слушаете?». Достоверность. Не давайте ложной информации, даже если это де-лает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а так-же затрудняет взаимодействие в дальнейшем. Отказ от поучительного тона. Не старайтесь поучать партнера. Будьте открыты для аргументов собеседника и постарайтесь убедить его. Разграничение. Установление границы между собеседником и пред-метомразговора.Если не прямо, то косвенно, вы с партнером должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать «бок о бок» и раз-бираться с проблемой, а не друг с другом. Приоритет интересов, а не позиций. Цель беседы состоит не в от-стаивании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и это мешает достижению цели разговора. Выделение круга возможностей. Успеху беседы часто мешает де-фицит времени, стремление отыскать единственно правильное решение. Поэтому важно найти время для обдумывания возможных вариантов реше-ния, которые учитывали бы общие интересы. Выявление критериев. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на объективных нормах. Такими нормами или объективными критериями могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила и т.д. Эти нормы, принимаемые сторонами, играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое согласие.
|