![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила подготовки деловой беседы
Прежде чем преступить к проведению деловой беседы, необходимо ответить для себя на ряд вопросов, которые позволят в дальнейшем оценить, достигли Вы цели, которую ставили перед собой, или нет. § Четко ли Вы представляете цели беседы (Видите ли Вы конкретный результат)? § Как можно будет оценить этот результат? § Какими могут быть цели и мотивы Вашего собеседника? § Какие средства Вы имеете для достижения поставленных целей? § Какая позиция по отношению к партнеру оптимальна для достижения цели? § Как, какими средствами Вы донесете до собеседника свою позицию? § Как и с помощью каких средств Вы узнаете его установки, позицию и убеждения? § С какими коммуникативными барьерами можете столкнуться? § Как подстраховать себя и снизить вероятность появления этих барьеров? § Если в ходе беседы возникнут противоречия, как Вы их будете снимать? § Если собеседник Вам неприятен, как Вы настроите себя на терпимость к нему? § Какие способы воздействия на партнера Вы будете применять? § Какую аргументацию при этом предложите собеседнику? § Как будете себя вести, если возникнет конфронтация или манипуляция и будут использованы нечестные приемы со стороны партнера? § Как обеспечите согласование мнений с партнером? § Насколько (в какой степени) будете раскрывать свои позиции? § Как Вы будете управлять атмосферой разговора? § Как управлять собой, если партнер своими репликами (или поведением) вызовет у вас раздражение? § Каковы интересы Вашего партнера и как их понять? § Чего ни в коем случае нельзя допускать в этой беседе? Конечно, при подготовке к беседе далеко не всегда можно дать ответы на все поставленные вопросы. Это и необязательно. Все же постарайтесь ответить хотя бы на те из них, на которые можете, и это даст Вам некоторое психологическое преимущество. Правила подготовки и проведения деловой беседы представляют собой основные действия, предпринимаемые в определенной последова-тельности и взаимосвязи, направленные на достижение цели беседы: 1. Определение цели беседы. 2. Составление плана беседы на основе установления основных задач беседы. 3. Поиск подходящих путей для решения поставленных задач. 4. Анализ внешних и внутренних возможностей осуществления плана беседы. 5. Сбор необходимой информации. 6. Определение последовательности и содержания аргументации. 7. Выбор подходящей стратегии и тактики общения. 8. Формирование состава участников. 9. Выбор времени и места проведения беседы с учетом элементов невербальной обратной связи.
![]() 1. Установление истины, принятие решения на основе логики умозаключений. 2. Склонение другой стороны к собственной точке зрения. 3. Достижение результата любой ценой, даже путем манипулирования понятиями и мнением сторон. 4. Информирование собеседника о происходящих событиях. 5. Принятие компромиссного варианта решения, устраивающего какую-либо из заинтересованных сторон. 6. Стремление одного собеседника оказать определенное влияние на другого, вызвать у другого человека или группы желание действовать с целью изменения существующей деловой ситуации или деловых отношений. 7. Выдача задания и контроль его исполнения. 8. Анализ руководителем мнений и высказываний сотрудников для выработки соответствующих решений. 9. Разрешение спорного вопроса. 10. Подписание договора, соглашения. Составление плана беседы и написание тезисов позволит: § отточить формулировки и найти ключевые слова; § выстроить очередность аргументов в более убедительную после- довательность; § продумать аргументы и привести их в систему; § подобрать необходимые документы, материалы и т.д. Сбор необходимой информации предполагает заблаговременный поиск и систематизацию необходимых документов, исходных данных, соответствующих ходу беседы. Желательно заранее отработать формулировки тех понятий и основных суждений, которые затрагивают предмет разговора. Информационная подготовка позволяет обеспечить четкое, бесперебойное проведение беседы, придерживаться общего плана, создает дополнительные элементы в обосновании суждений и в содержании аргументации по поводу собственной позиции. Постарайтесь получить наиболее полную информацию о состоянии дел, о собеседнике, его отношении к вам и даже о взаимоотношениях его с окружающими. Все это полезно знать для эффективного ведения беседы. Формирование состава участников имеет существенное значение для хода беседы, как в позитивном, так и в негативном плане. Привлечение к участию в беседе дополнительных лиц может вызвать неоднозначную реакцию у противоположной стороны. Этика деловой беседы предполагает участие в ней лиц, состав которых оговорен заранее. Необходимо иметь в виду, что участие лиц, не предусмотренных заранее, может привести к отклонению беседы от намеченного плана. Безусловно, легче всего вести беседу с глазу на глаз, вдвоем, без посторонних слушателей. Увеличение количества активных участников беседы создает «эффект театра». В этом случае мы говорим, имея в виду не только того, к кому обращаемся, но и других слушателей, мнение которых нам небезразлично. С другой стороны, это небезразлично и нашему собеседнику, поэтому его восприятие и реакция в присутствии посторонних будут менее предсказуемы. Отсутствие должного внимания к выбору места проведения беседы может привести к тому, что не соответствующая ситуации обстановка и неудачное взаиморасположение участников сведут на нет успешность мероприятия. Чтобы избежать этого, следует воспользоваться следующими рекомендациями. Время и место проведения беседы должны быть удобны обеим сто-ронам. Если обстоятельства не позволяют вовремя начать беседу, необ-ходимо (по возможности заблаговременно) известить об этом приглашен-ного, извиниться и предложить другое время встречи. Еще лучше – спро-сить, какое время будет удобно ему. Время и место следует подбирать таким образом, чтобы исключить внешние факторы (посторонние люди, телефон и т.д.), отвлекающие участников и мешающие нормальному ходу беседы. При выборе места проведения беседы руководствуйтесь следующими правилами: § инициатор разговора чувствует себя увереннее в своем кабинете; § в кабинете собеседника легче решать вопросы тому, кто занимает объективную позицию; § при необходимости выработки совместного решения или про- граммы действий имеет смысл назначать встречу на «нейтральной территории», где ни одна из сторон не будет иметь преимуществ.
|