Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные культурологические понятия в ФГОС второго поколения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 2. Культурологические основы методики начального обучения русскому языку. План: 1. Основные культурологические понятия в ФГОС второго поколения. 2. Реализация культурологического подхода в теории и практике начального языкового образования. 3. Язык как носитель культурных ценностей.
Основные культурологические понятия в ФГОС второго поколения. «Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования, - отмечается в Фундаментальном ядре содержания общего образования, - источник формирования содержания общего образования – культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта» [1]. Поэтому культура выступает как основа образовательного процесса» и реализуется на пяти уровнях: 1) мировое образовательное пространство; 2) образовательное пространство государства, заданное системой образовательных стандартов и программ обучения; 3) образовательное пространство средств массовой коммуникации; 4) собственно образовательная система, конкретизированная в системе условий определенного образовательного учреждения; 5) образовательное пространство семьи, задающее систему нравственных и моральных норм. В связи с «органичным включением» воспитания в процесс «образования, усвоения знаний, умений и навыков» можно «выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач», отражающих «основные направления развития личности»: - личностная культура; - семейная культура; - социальная культура. Личностная культура - это: · готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки - «становиться лучше»; · готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; · способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; · трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; · осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Семейная культура - это: · осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; · понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; · бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Социальная культура - это: · осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; · вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; · адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества; · готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; · развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; · способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; · забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия». В соответствии с этими положениями в Фундаментальном ядре содержания общего образования, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в Планируемых результатах начального общего образования и в других нормативных образовательных документах значительное место отводится таким понятиям, как: культурная (жизнь, полнота, преемственность поколений), многообразие культур, культурность, культурный динамизм, культурное (многообразие, развитие), культурные (богатства, потоки, различия, системы, традиции, явления), культурно-историческая (жизнь, эпоха), культурно-региональное сообщество, поликультурный мир, социокультурная модернизация (условия), этнокультурный смысл (традиции), культурная самоидентификация, культурное разнообразие, культурно-историческая концепция, общекультурная идентичность, элементы культуры, диалог культур, культурное разнообразие, культурологические представления, общекультурное развитие, поликультурное общество, социокультурный опыт и др. Несмотря на многочисленную культурологическую терминологию, а также разнообразные виды культуры, представленные в новых государственных образовательных стандартах, обращает на себя внимание неопределенность (отсутствие) базовой категории одного из основных подходов к содержанию образования, развития и воспитания учащихся. Об этом же свидетельствует и тот факт, что понятие «культура» не отражено в глоссариях «используемых понятий, обозначений и сокращений» Основной образовательной программы образовательного учреждения и «фундаментальных социальных и педагогических понятий» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся «методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [2].
|