Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык как носитель культурных ценностей.
Несмотря на различные подходы к пониманию феномена культуры, особо ценными для нашего исследования осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского (родного) языка стало положение о том, что одним из носителей культурных ценностей, представляющих модель, ментальную «картину мира», является язык (С.И. Гессен, В. Дильтей, Г. Кершенштейнер, Б. Рассел, А.Ф. Лосев, Н.Г. Чернышевский и др.). При всех различиях во взглядах ученых необходимо сказать, что под культурой может пониматься: 1) система (совокупность) общественных (духовных и материальных) ценностей, отношений людей (личностей) к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом; 2) система, являющаяся (способом) процессом и результатом созидательной человеческой деятельности - единством опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия, преобразование действительности и т. д.); 3) система социализации личности, определяющая ее мировоззрение (способы мышления и восприятия (индивидов и групп) и стереотип поведения. В данном понимании культуры начальное обучение русскому языку должно рассматриваться в процессе воспитания и социализации обучающихся «не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности личности» [11]. Кроме того, констатация феномена культуры как «нераздельности» духовных и материальных ценностей предполагает определение и наполнение конкретным содержанием понятия «ценность», выступающего одной из базовых категорий в новом подходе к содержанию образования, развития, воспитания и социализации учащихся.
Семинарское занятие: Философско-культурологическая характеристика понятия «культура». Вопросы для обсуждения: 1. Как трактовалось понятие «культура» в Древнем Риме? 2. Каким образом менялось понимание культуры в Средние века и эпоху Возрождения? 3. Чем отличаются понятия «культура» и «цивилизация»? 4. С каких точек зрения трактуется понятие «культура» в современной философии? 5. Чем обусловлено многообразие определений понятия «культура»? 6. Каким образом осуществлялось классифицирование различных подходов к пониманию культуры в отечественной философско-культурологической научной мысли? 7. В чем заключается различие духовной и материальной разновидностей культуры? 8. Какова сущность концепции культуры Л.Н. Когана?
|