Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первый русский царь Иван IV Грозный: характеристика личности, оценки в исторической литературе.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Методические указания к проведению лекционного занятия Тема № 3.2.Россия в XVI-XVII веках
План: 1. Первый русский царь Иван IV Грозный: характеристика личности, оценки в исторической литературе. 2. Социальный и политический строй России XVI века. 3. Период внутренних реформ и внешнеполитических успехов 1540-х – 50-х годов. 4. Опричнина и ее последствия. 5. Смутное время. 6. Государственное и общественное развитие после Смуты. 7. Раскол Русской Православной Церкви.
Первый русский царь Иван IV Грозный: характеристика личности, оценки в исторической литературе. Нет времени в истории России более противоречивого, чем вторая половина XVI в. Переломный характер российского XVI века ощущали уже младшие современники той мрачной эпохи. Почти все авторы первой половины XVII в., писавшие о Смутном времени, этом калейдоскопе возводимых и свергаемых с престола царей-самозванцев, начинали свой рассказ с деятельности того царя, который «множество народу от мала до велика при царстве своем погуби и многие грады своя поплени», хотя и был сей «муж чудного рассуждения». К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IVкак к жестокому и злобному тирану. Великий «дворянский» историк Н.М. Карамзин дал читающей публике первое яркое и цельное представление о времени Грозного царя. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную политическим противником, а сначала верным воеводой царя Ивана IV князем Андреем Курбским. Какова ее суть? В первую половину своего царствования Иван IVбыл «добрым и нарочитым», добродетельным героем и мудрым государственным мужем, от бога «препрославленным», а в во вторую половину — превратился в тирана-деспота, как писал А. Курбский, «грех ради наших сопротивным обретеся». Фактически, Н.М. Карамзин донес до читающей публики XIX века официальную концепцию первой половины XVII века, когда на престол взошел первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович (1613 – 1645 гг.). С одной стороны, новой династии нужно было решительно отмежеваться от скомпрометировавших себя опричных зверств, с другой — лишь через родство с Иваном IVновый царь имел право на престол (дед Михаила Федоровича был родным братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой и, следовательно, дядей царя Федора Ивановича — сына Грозного). Середина XIX в. — время рождения в России «буржуазной исторической науки». Историки «государственной школы», прежде всего, С.М. Соловьев, рассматривали историю как процесс постепенного вытеснения старых «родовых» начал «государственными». Деятельность Ивана Грозною, по мысли С.М. Соловьева, была при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал. Вместе с тем, Соловьев не забывал и о моральной стороне. Он писал о Грозном: «…не произнесет историк слово оправдания такому человеку». Однако последователи Соловьева полностью отказались от моральных оценок как ненаучных. Видный историк конца XIX – первой половины XX в. С.Ф. Платонов создал концепцию деятельности Ивана IV, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. По его мнению, Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути централизации. Эту идею развил «первый советский историк» М.Н. Покровский, увидевший в опричнине Ивана IV «дворянскую революцию» против бояр. Утверждению платоновской концепции в советской исторической науке способствовали не только ее стройность и логика, но и политическая конъюнктура. Личность царя Ивана IV весьма импонировала И.В. Сталину. Уже в конце 30-х годов (видимо, около 1938 г.) была дана негласная команда оправдывать террор Грозного как суровую государственную необходимость. С начала 1940-х гг. Ивана IV уже преподносили как выдающегося государственного мужа, патриота, бескомпромиссного борца с внешними и внутренними врагами страны. Террор Ивана Грозного, направленный против своего народа, был для Сталина не только оправданием его собственного террора. Изгоняя моральные оценки из истории, Сталин уничтожал мораль и в собственной политике. Лишь со второй половины 50-х годов XX века стало возможным писать об Иване Грозном иначе. Пересмотр старых концепций оказался долгим и мучительным. Одним из пионеров новых подходов к изучению истории России XVI века стал А.А. 3имин. Он решительно порвал с традиционной концепцией борьбы боярства и дворянства — одним из китов, на которых зиждилась концепция прогрессивности опричнины, и показал, что опричнина утвердила в стране режим личной власти. Итак, каков же он — первый российский царь? У «Государя всея Руси» Василия III от первого брака с Соломонией Сабуровой детей не было. Второй раз он женился на Елене Васильевне Глинской, дочери князя Глинского, выходца из Великого княжества Литовского (кстати, она приходилась свойственницей последним сербским деспотам). И вот, когда Василию III минул уже 51 год, Елена Глинская родила ему, наконец, долгожданного наследника престола. Будущий «Грозный царь» появился на свет 25 августа 1530 г., по свидетельству новгородской летописи, в блеске молний и под грохот грома. В характере Грозного можно обнаружить византийскую изощренность, унаследованную им от отца и бабки — Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Необузданностью желаний и быстрой сменой настроений отличался не только дед Грозного Иван III, но и легкомысленная и вспыльчивая красавица Елена Глинская. Внук византийской царевны и свойственник сербских деспотов соединил в себе и хорошие, и дурные стороны характеров предков. Государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость, озлобленность, ненависть к людям и сладострастие составляли причудливый сплав характера первого царя. Когда Василий III умер, его единственный трехлетний сын был провозглашен государем под именем «Иван IV». Реально правила мать великая княгиня Елена. Но вскоре умирает и она (по одной из версий ее отравили), и восьмилетний Иван Васильевич остался круглым сиротой. Страной стала управлять Боярская дума. Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть — преимущественно, между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями: князьями Шуйскими и Бельскими. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала противников. В результате многолетних кровавых распрей верх одержала третья партия: родственники покойной великой княгини Елены — Глинские. Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Родственники — бояре не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и его младшего брата Юрия, а иногда и прямо обижали и оскорбляли Ивана. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны — пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству. Предоставленный сам себе Иван IV увлекся чтением. Он перечитал все книги, которые смог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным наставником был с 1542 г. митрополит Макарий, знаменитый составитель «Четьих Миней», огромного сборника всей церковной литературы, известной в то время на Руси. Юному государю не было еще и полных 17 лет, когда его дядя Михаил Глинский и его бабушка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января 1547 г. великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя. Во время долгой (по обычаю православной церкви) и торжественной службы митрополит Макарий возложил на Ивана крест, венец и бармы, присланные якобы византийским цесарем Константином Мономахом на Русь для венчания князя Владимира Всеволодовича (Мономаха). Во время обряда «венчания на царство» устами митрополита Макария была начертана программа деятельности царя. В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, он должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. По завершении чина венчания великий князь стал «боговенчанным царем». Дополнение короткого слова «царь» к и без того уже пышному титулу великого князя — «Государь всея Руси и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель» — делало его носителя равным по чину императору «Священной Римской империи Германской нации», ставило выше английского, французского, датского и иных европейских королей, уравнивало с восточными соседями — казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси. Роль Макария в венчании Ивана IV на царство несомненна. Но при этом надо иметь в виду, что, отвращая царя от Глинских, пытавшихся использовать акт венчания в своекорыстных интересах, Макарий хотел укрепить свое собственное влияние на него, а вместе с тем — усилить влияние церкви в политической жизни. С венчанием Ивана IV на царство идея «Москвы — третьего Рима» получила реальное воплощение. Участие церкви в создании идеологии самодержавной власти не ограничивалось в середине XVI в. составленным Макарием чином венчания на царство. Прославлением сотрудничества между государственной властью и церковью проникнуты обширный свод (позже названный «Никоновской летописью») и «Степенная книга», вышедшие также из макарьевского окружения. Родословная Ивана IV выводится в Никоновской летописи от римских и византийских императоров: он в ней оказывается потомком Августа. Вся история возвышения Москвы, превращения ее в могучую державу трактуется в летописи как история возвеличивания и расцвета находящейся под божественным покровительством династии Рюриковичей, достойным продолжателем которой является царь Иван Васильевич. Идее союза царской власти и церкви подчинена даже сама структура «Степенной книги», составленной по поручению Макария царским духовником Андреем. Изложение здесь ведется по «степеням» (ступеням), то есть по великим княжениям, причем каждой ступени соответствуют жившие тогда митрополиты. Их жизнь и дела также описываются и прославляются в назидание потомству. По мнению В.О. Ключевского, царь рассматривался русскими людьми XVI века как властитель, который независим от какой-либо внешней власти, который никому не платит дани. Новый титул «царь» не только резко подчеркивал суверенность российского монарха во внешних сношениях, особенно с постордынскими ханствами (ханов на Руси называли царями), но и четче, чем прежде, отделял государя от его подданных. Царский титул закрепил превращение князей-вассалов в подданных. Столица государства Москва отныне украсилась новым титулом: она стала «царствующим градом», а вся русская земля — Российским царством. Но для народов России начинался один из самых трагических периодов его истории. Наступило «время Ивана Грозного». Какое же государство досталось в наследство первому русскому царю?
|