Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный и политический строй России XVI века.






Единое Российское государство простиралось от Бело­го и Баренцева морей на севере, от Чернигова, Путивля и рязанских земель на юге, от берегов Финского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегород­ских земель на востоке.

Это была огромная страна, площадь которой к началу царствования Ивана IV достигла 2, 8 млн. км2. По разме­рам территории Россия уже в 1547 г. была крупнейшим государством Европы после «Священной Римской империи Германской нации». Население России достигало 6, 5 млн. чел. Однако по плотности населения (2 человека на 1 км2) Россия резко отставала от западноевропейских стран.

Ведущей отраслью хозяйства России было земледелие. Земельная собственность к середине XVI в. носила со­словный характер. Государственное (черносошное), вот­чинное и поместное (светское) землевладения соседствовали с монастырским и церковным. Черносошное зем­левладение сохранилось только на окраинах страны: на севере и в недавно присоединенных районах на юге и во­стоке. В центральных районах основная масса земель го­сударственных крестьян была расхищена феодалами.

Владелец вотчины, как показывает сам термин, мог передавать ее по наследству (от отца к сыну и т.д.), про­давать и закладывать. На вотчинном праве имели земли князья, в период раздробленности бывшие главами удельных княжеств, а теперь сохра­нявшие лишь княжеский родовой титул, княжата — потомки удельных князей Рюриковичей и Гедиминовичей и, наконец, бояре, составлявшие высшую про­слойку феодального общества и вместе с князьями и кня­жатами занимавшие ведущее место в судебно-административном управлении страной. Все они в качестве вассалов великого князя (царя) обязаны были участвовать вместе с ним в походах во главе своих отрядов, состоявших из дворян и «служилых по прибору» (верхушки черносошного крестьян­ства, холопов и свободных элементов городского населения).

Поместья предоставлялись в пожизненное владение за военную службу дворянам (низшей военно-служилой прослойке феодалов), составлявших так называемый двор князя или знатного боярина. Держатель поместья (в кон­це XV в. называвшийся «поместником», а впоследствии «по­мещиком») не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать. В качестве первых получателей поме­стий от великого князя выступали дворяне и средняя прослойка феодалов — «дети боярские». Эта форма землевладения была сравнительно новой. Поме­щичье землевладение занимало значительное место в центре страны — в Московском, Ярославском, Звениго­родском уездах, где оно соседствовало с вотчинным и мо­настырским.

Поместное (условное) землевладение оказывало значи­тельное влияние на старинные формы земельной собст­венности, вотчинное (наследственное) землевладение так­же все более связывалось с военной службой. С течением времени помещики и мелкие вотчинники становились основной опорой складывающегося самодержавия.

Монастыри пополняли свои владения как за счет при­своения черных земель, так и за счет отчуждения земель светских феодалов (с помощью вкладов, купли, мены). По свидетельству иностранного современника В. Блимента, в 1553 г. треть населенных земель в России принадлежала духовенству. Вотчины отдельных монастырей достигали огромных размеров.

Феодальная собственность на землю сочеталась с мел­ким крестьянским землевладением. В условиях крепост­нической системы надел крестьянина, являвшийся свое­образной «натуральной заработной платой», служил сред­ством обеспечения помещика рабочими руками. Размеры крестьянских наделов были еще сравнительно велики. Крестьяне несли повинности в пользу государства, если жили на государственных землях, или в пользу вла­дельцев, если проживали в частных владениях. В подав­ляющем большинстве они искони «сидели» на землях от­цов и прадедов.

Основную рабочую силу в хозяйствах светских и ду­ховных землевладельцев составляли «люди дворовые» (холопы) и зависимые крестьяне.

На фоне господства натурального хозяйства в России к середине XVI в. обнаруживаются новые явления, сви­детельствующие о росте товарного производства. В усло­виях единого государства изменялся характер товарного обращения на местах: отдельные районы начали специа­лизироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров. Крупным центром железоделательного произ­водства стал Новгород. Соляными промыслами славились Соль-Галицкая, Уна, Ненокса (на берегу Белого моря). Пушнина шла с севера, куда из центра поступал хлеб. Крупнейшим рынком страны являлась Москва. Сюда при­езжали купцы из восточных и западных стран. Рост товарного производства давал возможность уве­личивать количество вывозимых товаров и расширять их ассортимент. Укрепление международного авторитета России также содействовало развитию ее внешнеторго­вых связей с Западом и Востоком.

Развитие товарного производства вело к возникнове­нию и росту ремесленно-торговых поселений — «рядов», «по­садов», городов. Этот процесс происходил особенно ин­тенсивно в первой половине XVI века. К середине XVI в. в России было уже до 160 городов. Крупнейшим городом была столица Москва, население которой превышало 100 тысяч человек. Англичанин Ричард Ченслор находил, что Москва к середине XVI в. уже превышала Лондон с его пригородами. В Новгороде в то время насчитывалось свыше 26 тысяч человек. Однако Москва и Новгород по населению и экономическому развитию намного превосходили другие русские го­рода. Типичными для России того времени были небольшие города, типа Коломны или Мо­жайска. В первом из них к середине XVI в. насчитывалось около 3200 чел. населения, во втором — 5700 чел.

Основную массу населения городов составляли ремес­ленники и торговые люди. В России, как и в странах Западной Ев­ропы, в первой половине XVI в. происходит рост влияния городов. Однако влияние городского населения на судьбы страны в России в силу слабости товарно-денежных отношений было гораздо меньше, нежели в Западной Ев­ропе.

Высшая власть в середине XVI в. в Российском госу­дарстве осуществлялась «Государем всея Руси» (великим князем — царем) и Боярской ду­мой. Великому князю (царю) принадлежало право назначения на основные государственные должности, в том числе и в Бо­ярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы стра­ны и ведал ее внешнеполитическими делами. От его име­ни издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. При всем этом власть ве­ликого князя была в какой-то мере ограничена Боярской думой — сословным органом княжеско-боярской аристократии. Бояре ставились во главе посольских миссий и вели дипломатическую переписку.

Великокняжескую власть в городе как центре основ­ной территориально-административной единицы стра­ны — уезде, а так же в волости — полусамостоятельной единице внутри уезда, представляли наместники и воло­стели, осуществлявшие основные функции местного уп­равления.

Необходимо подчеркнуть, что акт венчания на царство Ивана IV сам по себе не положил конец боярскому правлению. С ним покончило лишь восстание 1547 года. Поводом к нему был страшный пожар в Москве 21 июня 1547 г, уничтожив­ший практически весь город. Ненависть к боярам была столь велика, что москвичи обвинили их в поджоге. Это событие и поставило правящие круги страны перед необ­ходимостью приступить к осуществлению реформ. В та­кой обстановке к власти пришли костромской вотчинник А.Ф. Адашев и придворный священник, автор домашнего устава москвичей «Домостроя», Сильвестр.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал