![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Крестьянский вопрос в первой половине XIXв. сохранял социально-политическую остроту, так как крепостное право оставалось незыблемым.
Преобразование государственного управления и развитие экономики увеличивали потребность страны в образованных административных и технических кадрах. Удовлетворить ее можно было за счет расширения возможности получения образования выходцами из разных сословий. Это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней (училища, гимназии, университеты). Для управления ими в 1802 г было создано Министерство народного просвеще-ния. Либерализм в области образования при Александре выразился в 1804 г. в издании Устава университетов, допускавшего их самоуправление. Однако либерализм постепенно сменялся консервативной политикой. В1817 г. Министерство народного просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Оно должно было: - следить за соблюдением христианского благочестия, - контролировать учебники и - контролировать систему преподавания. Проверки деятельности университетов вылились в их «чистку». Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве и отдали под суд. Реакционная политика в области образования во второй половине царствования Александра I была одним из проявлений «аракчеевщины». Подобная линия продолжалась и при Николае I: — в 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, проверивший все уставы учебных учреждений, выработавший единые принципы образования, определивший набор учебных дисциплин и пособий; — в 1828 г. Устав низших и средних учебных заведений законодательно закрепил основные принципы правительственной политики в области образования и его сущность ~ сословность, замкнутость и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий; — в 1835 г. новый Устав университетов фактически ликвидировал их автономию и поставил под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России.
В цензурной политике либеральный курс первых лет царствования Александра I отразился в Уставе о цензуре 1804 г. Он предоставлял широкие возможности для публикации произведений, содержавших прогрессивные (в том числе антикрепостнические) идеи. В последующие годы (при Александре I и особенно Николае I) цензурная политика ужесточилась. В 1826 г. был издан новый цензурный Устав, названный современниками «чугунным». Главный цензурный комитет строго следил за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. В конце правления Николая I — «мрачное семилетие» 1848— 1855 гг. — реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Это объяснялось внутренними (рост антикре-постнических настроений) и внешними факторами (революции 1848—1849 гг. в Европе). Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепство-вала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну, что, однако, не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. К середине 1850-х гг. Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Это предопредели-ло провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг. и вызвало реформы 1860-х гг. Выводы: - Во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала консервативная тенденция. - Проведенные мероприятия в административной, социальной и образовательной сферах не изменили экономического и социально-политического строя России. - России осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу.
|