Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьянский вопрос в первой половине XIXв. сохранял социально-политическую остроту, так как крепостное право оставалось незыблемым.






Преобразование государственного управления и развитие эко­номики увеличивали потребность страны в образованных адми­нистративных и технических кадрах. Удовлетворить ее можно было за счет расширения возможности получения образования

выходцами из разных сословий. Это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней (училища, гимназии, университеты). Для управления ими в 1802 г было создано Министерство народного просвеще-ния. Либерализм в области образования при Александре выразился в 1804 г. в издании Устава университетов, допускавшего их самоуправление.

Однако либерализм постепенно сменялся консервативной политикой. В1817 г. Министерство народного просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просве­щения. Оно должно было:

- следить за соблюдением христианского благочестия,

- контролировать учебники и

- контролировать систему преподавания.

Проверки деятельности университетов вылились в их «чистку». Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве и отдали под суд.

Реакционная политика в области образования во второй поло­вине царствования Александра I была одним из проявлений «арак­чеевщины».

Подобная линия продолжалась и при Николае I:

— в 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведе­ний, проверивший все уставы учебных учреждений, выработав­ший единые принципы образования, определивший набор учеб­ных дисциплин и пособий;

— в 1828 г. Устав низших и средних учебных заведений законо­дательно закрепил основные принципы правительственной по­литики в области образования и его сущность ~ сословность, замкнутость и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий;

— в 1835 г. новый Устав университетов фактически ликвидировал их автономию и поставил под жесткий контроль попечите­лей учебных округов, полиции и местных властей. Была повыше­на плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значе­ния. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. За наруше­ние распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только раз­витие образования и науки, но и всей культуры России.

 

В цензурной политике либеральный курс первых лет царствова­ния Александра I отразился в Уставе о цензуре 1804 г. Он предостав­лял широкие возможности для публикации произведений, содер­жавших прогрессивные (в том числе антикрепостнические) идеи.

В последующие годы (при Александре I и особенно Николае I) цензурная политика ужесточилась. В 1826 г. был издан новый цен­зурный Устав, названный современниками «чугунным». Глав­ный цензурный комитет строго следил за политической благона­дежностью и нравственностью всей печатной продукции.

В конце правления Николая I — «мрачное семилетие» 1848— 1855 гг. — реакционно-репрессивная линия еще больше усили­лась. Это объяснялось внутренними (рост антикре-постнических настроений) и внешними факторами (революции 1848—1849 гг. в Европе). Россия стала образцом бюрократически-полицейско­го государства. Цензура свирепство-вала, деятельность жандар­мов и III отделения устрашала всю страну, что, однако, не снизи­ло назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. К середине 1850-х гг. Россия оказалась «ко­лоссом на глиняных ногах». Это предопредели-ло провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг. и вызвало реформы 1860-х гг.

Выводы:

- Во внутренней политике первой половины XIX в. до­минировала консервативная тенденция.

- Проведенные мероприя­тия в административной, социальной и образовательной сферах не изменили экономического и социально-политического строя России.

- России осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал