Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Изменения организации работы






 

Изменения в основных влияющих факторах могут создать условия, требующие адаптации организации. Часто такой процесс значительно осложняется реакцией персонала на инновации. Это связано с тем, что люди по-разному воспринимают сам факт инновации и соответственно вырабатывают свое отношение. Любая система (в том числе и организация) стремится к равновесию, так как состояние неопределенности (энтропии) является сильнейшим декомпенсирующим фактором. Это означает, что люди стремятся к определенности в отношениях, хотят знать, как поступать по отношению друг к другу, как выполнять свою работу, что ожидать в перспективе. Когда есть равновесие, людям легче приспособиться. Изменения, связанные с инновациями, требуют нового равновесия. Поэтому целями управления по отношению к инновации и ее внедрению являются следующие:

- достичь принятия конкретного изменения,

- восстановить групповое равновесие и личностную адаптацию, нарушенные изменением.

Социологические исследования, проводимые в последние годы, показали, что у работников возникают следующие реакции на нововведения:

1) происходит принятие нововведения (инновационное отношение к труду) и активное участие в его внедрении, основанное на

- возможности осуществить личную цель,

- предрасположенности к новому,

- индивидуальных свойствах личности (темперамент, волевая сфера, самооценка, склонность к риску и т.д.);

2) пассивное принятие нововведения (под давлением обстоятельств или в связи с действием механизмов подражания и внушения), причем здесь основными причинами являются

- уступчивость групповому давлению (конформизм),

- познавательный интерес.

3) пассивное неприятие инновации, занятие выжидательной позиции; у этой категории работников выявляются следующие побудители

- высокая удовлетворенность старыми, традиционными методами работы,

- нежелание терпеть неудобства и напряжение физических и духовных сил при внедрении новшества,

- нежелание или боязнь переобучения;

4) активное неприятие новшества и оказание ему противодействия; здесь, как правило, выдвигаются следующие причины

- угроза статусу,

- угроза “потери лица” вследствие ожидаемой невозможности приспособления к нововведению,

- оценка нововведения как продукта деятельности верхних эшелонов власти, не имеющих представления о реалиях конкретной профессиональной деятельности (чужое).

Если не учитывать, что при введении любого нововведения мы всегда сталкиваемся со всем спектром реакций сотрудников, то можно оказаться во власти заблуждения, что провозглашение полезности какой-либо новинки автоматически заинтересует людей в ее внедрении. Типологически разные люди по-разному реагируют на одинаковые воздействия, в том числе и на одну и ту же информацию. С аналогичными проблемами можно столкнуться и при разработке планов внедрения инновации или реализации решения. К сожалению, большинство планов отличаются слабой прогностичностью. Как правило, прогнозируются только прямые последствия, но прогноз “на два шага вперед” не осуществляется, особенно в социальной сфере.

 

Хэнди (1985) предлагает три возможных пути адаптации организации:

- адаптация в процессе тщательного обсуждения,

- адаптация путем воспроизводства,

- адаптация путем дифференциации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал