![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды споров
Существуют разные виды споров. В качестве оснований для классификаций берутся различные признаки. Единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует. Основными факторами, влияющими на характер спора и его особенности, относятся: цель спора; значимость проблемы спора; количество участников; форма проведения спора (рис. 1).
Рис. 1. Виды споров По цели спора: Спор как поиск истины может служить средством для поиска истины, для проверки какой-то мысли, идеи, для ее обоснования. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Данный спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему и заинтересованными в ее решении. Спор для убеждения оппонента. Здесь выделяют два важных момента. Иногда спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден, но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Спор для одержания победы. Спорящие добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают общественные интересы, другим нужна победа для самоутверждения, третьим нужна победа поэффектней, и они не стесняются в приемах и средствах для ее достижения. Спор ради спора. Это своего рода «искусство», «спорт». Для таких спорщиков безразлично: о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием. По количеству участников, принимающих участие в споре можно выделить три основные группы: Спор-монолог – человек спорит сам с собой, «внутренний спор»; Спор-диалог – полемизируют два человека; Спор-полилог – ведется несколькими или многими лицами. Споры могут проходить при слушателях и без таковых. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, влияет на спорящих. Споры могут быть устными и печатными. По форме: Устная форма спора – предполагает непосредственное общение людей друг с другом. Как правило, такой спор ограничен во времени и замкнут в пространстве. Важную роль в этом споре играют внешние и психологические особенности, манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Именно поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Письменная (печатная) форма спора – это опосредованное общение. Несмотря на положительные моменты у этого спора имеются и свои недостатки. Он может продолжаться слишком долго, иногда годами, поэтому его участники успевают забыть отдельные моменты, не имеют возможности восстановить их в памяти. Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения оппонентов. Однако спор может возникнуть и стихийно – в учебном процессе, на собрании и заседаниях, в быту. Неорганизованные споры – это стихийные споры. Успех спора зависит и от состава полемистов. Важное значение имеют их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора. Всякий спор будет успешным лишь при том условии, если четко выделен его предмет. Предмет спора – это те положения и суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления разных мнений. Важно, чтобы спорщики всегда ясно представляли себе, что же является предметом их разногласий. Необходимо соблюдать важное правило – не упускать из виду основных положений, из-за которых ведется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждений. Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций и взглядов его участников. Успех спора во многом зависит от умения его участников правильно оперировать понятиями и терминами. Прежде всего, необходимо выделить основные опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно отобрать термины. Не следует перегружать спор научной терминологией. Цели спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные. Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения спора: · обсудить все возможные варианты решения проблемы; · выработать коллективное мнение, коллективную позицию по ка- кому-либо вопросу; · привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересован- ных и компетентных лиц; · опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи; · привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству; · оценить возможных единомышленников и противников. Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора: · расколоть участников спора на две непримиримые группы; · завести решение проблемы в тупик; · опорочить идею и ее авторов; · превратить дискуссию в схоластический спор; · используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути; · разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию. Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше.
|