Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические приемы убеждения в споре
Правильный способ доказать свое мнение означает не стремление привести оппонента в замешательство и не демонстрацию ему его некомпетентности в каком-либо вопросе, а решение важного делового вопроса. Выступая против мнения оппонента важно: · знать, когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою точку зрения; · знать, какие вопросы можно обсуждать, а какие – нет; · знать, как возражать, не вызывая раздражения, как доказывать свое мнение и не быть неприятным при этом для оппонента. Если вы считаете, что необходимо возразить своему собеседнику, постарайтесь сделать это тактично, избегая при этом конфронтации и враждебной реакции. Характер противоречий в споре нередко зависит от обсуждаемого вопроса, эмоционального фона при его обсуждении, психологической межличностной совместимости двух спорящих и от опыта профессиональных отношений. Если спор проигран, следует принять это как факт, не теряя своего «Я». Демонстрация неудовлетворенности результатами обсуждения может привести к разрыву отношений и отчужденности со стороны оппонента. Если спор выигран, не следует ликовать по этому поводу. Лучше высказать признательность за понимание и принятие вашей позиции. Правила отстаивания своей точки зрения: 1. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями. 2. Ведите аргументацию корректно по отношению к партнеру: · открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав; · продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты партнером; · сначала ответьте на аргументы партнера, а потом только приводите свои собственные; · в любой ситуации сохраняйте вежливость. 3. Учитывайте личностные особенности партнера: · нацеливайте аргументацию на цели и мотивы партнера; · старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите преимущества; · используйте терминологию, понятную партнеру; · соизмеряйте темп и насыщенность своей аргументации с особенностями восприятия партнера. 4. Старайтесь, как можно нагляднее изложить свои идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом стратегии и модальности партнера. 5. Помните о том, что излишне подробная аргументация, «разжевывание» идеи, может вызвать резкое неприятие со стороны партнера, пара ярких доводов, порой достигает большего эффекта. 6. Используйте специальные приемы аргументации. 7. Своевременно делайте обобщения и выводы по результатам проведенной дискуссии. Варианты протекания дискуссии-спора: Эвристический подход Юмор, ирония и сарказм – обязательные психологические элементы публичного спора. Они усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогая разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов. Нечестные приемы: Особого внимания заслуживают многочисленные психологические уловки в споре, основанные на знании свойств души человека и его слабостей. Поскольку в состоянии волнения, растерянности, внутреннего напряжения мы соображаем и спорим хуже, основная часть психологических уловок предназначена для того, чтобы вывести человека из равновесия, спровоцировать его на необдуманные действия и слова. Для этого пускаются в ход грубости и оскорбления, издевки, несправедливые обвинения, насмешки и т. д. Особенно часто применяются следующие психологические приемы: · «Не дать опомниться». Человека ошарашивают чем-либо, гово- рят быстро, запутанно, бестолково и затем, не дав опомниться, победоносно выходят из спора (прекрасно иллюстрирует этот приемчик рассказ В. Шукшина «Срезал!»). · Отвлекающий маневр. Главную мысль камуфлируют второстен- ными темами и отвлекают тем самым от нее внимание в надежде, что удастся ее незаметно протащить (уловки «Ложный след», «Приманка» особенно популярны). · Ставка на ложный стыд. Под «соусом» «это общеизвестный факт, неужели вы не знаете?!» преподносится ложный или недоказательный довод. Если человек побоится признаться, что ему это неизвестно, – он в ловушке. · Спекуляция на нравственных ценностях. Это та же игра на чело- веческой слабости – желании казаться лучше. Ставка делается на то, что человек согласится с доводами из боязни показаться консерватором, малокультурным и т. д. · «Подмазывание аргумента». Уловка, лестью смягчающая душу оппонента: «Вы как человек умный, не станете отрицать…» или «Конечно, этот довод поймет не каждый, но вы, с вашим умом и образованием…» Этот прием действует почти безотказно. · Внешняя убедительность. Это – убедительный тон и манера дер- жаться, представительная внешность, непоколебимая твердость и убежденность в своей правоте. Все это обладает огромной внушающей силой и в споре – одна из самых сильных уловок. · Работа «на публику». В основе – эксплуатация предыдущего приема. · Ярлыки на аргументы. Насмешка над словами и доводами про- тивника легко «заглатывается» слушателями. · Ссылка на авторитеты. В основе – правило статуса: убедитель- ность аргументов прямо зависит от статуса того, кто их поддерживает. · «Вдалбливание». Одна и та же мысль подается в различной форме и под разными «соусами». О действенности такой уловки внушения легко можно судить по опыту рекламы. · Аргумент «к личности». Обсуждение личных особенностей оп- понента, его достоинств и недостатков вместо доказательства тезиса. · Аргументы к невежеству. Эксплуатируется неосведомленность оппонента, за счет чего идет искажение фактов, «интерпретация» информации и событий. · Аргументы «к состраданию». Прием рассчитан на возбуждение чувства сострадания, сопереживания. · Аргумент к выгоде. Вместо логического обоснования решения агитируют руководствоваться сиюминутной выгодой, не заботясь о последствиях. · Аргумент «к здравому смыслу». Часто используется как аппеля- ция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. · Аргумент к верности. Вместо логики аргументации напирают на чувства уважения, привязанности к данной организации, лицам и т. д. · Аргумент к публике. Выражается в расхожих выражениях типа «народ нас не поймет» и «по многочисленным пожеланиям трудящихся и т. д.».
|