![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таня П., 20 лет.
Диагноз: умственная отсталость, косноязычие, инвалид детства II группы. Девушка закончила специальную (коррекционную) школу Москвы, где научилась считать в пределах 100, решать задачи в один вопрос, чи- тать, переписывать с книги и доски простые тексты, писать несложные диктанты. Она овладела трудовыми навыками, научилась хозяйственно- бытовой деятельности. По окончании школы Таня два года занималась в Центре социально- трудовой адаптации и профориентации для детей с нарушениями ум- ственного и физического развития, где получила специальность цвето- вода. В настоящее время работает в Главном ботаническом саду Академии наук РФ, где выращивает цветы. Она влилась в производственный кол- лектив, подружилась с членами бригады. На производстве ее характери- зуют положительно. Таня часто посещает Центр, интересуется его жизнью, рассказывает о своей работе. Родители уделяют ей большое внимание. Мать и отец часто бывают с дочерью в кино, поддерживают ее увлечение эстрадной музыкой. Таня коллекционирует открытки киноартистов, знает их фамилии, помнит в каких фильмах они снимались. У девушки есть определенные хозяйствен- но-бытовые навыки. Она может убрать квартиру, помыть посуду, пости- рать, сходить в магазин. На работу из отдаленного района ездит самосто- ятельно. Так же как предыдущая, приведенная характеристика свиде- тельствует, что инвалид с тяжелой умственной отсталостью мо- жет трудиться в условиях, близких к производственным, выпол- нять простую домашнюю работу. Под влиянием целенаправленно- го воспитания и обучения этот человек научился обслуживать себя, выполняя определенные обязанности бытового характера. Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о не- которой возможности социально-трудовой адаптации этой кате- гории инвалидов в обычных средовых условиях, что особенно важ- но в плане их интеграции в общество. Вместе с тем в широком масштабе, на федеральном уровне, вопрос социализации инвалидов этой категории не решен. Целе- сообразно создание для них сети «покровительственных мастер- ских» с однородным составом работающих в системе учреждений Минтруда или обществ инвалидов. Следует открыть на муници- пальных производствах места защищенного труда, где могли бы работать эти люди. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте уровень знаний и практических навыков тяжело умственно отсталых детей к старшему школьному возрасту. 2. Какие главные задачи решаются в ходе обучения учащихся в стар- ших классах? 3. Назовите виды труда, доступные для этой категории учащихся. 4. Рассмотрите этапы трудового обучения воспитанников. 5. В чем заключается организация и проведение занятий по социаль- но-бытовой ориентировке учащихся? 6. Как решаются вопросы трудоустройства воспитанников специ- альных классов коррекционных учреждений VIII вида на современ- ном этапе? 7. Приведите примеры социальной адаптации лиц с тяжелой умствен- ной отсталостью в вашем регионе.
|