Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сарва упанишада
Эта упанишада открывает наши переводы не из-за ее древности (составлена она не раньше VIII в.) или насыщенности сведениями по йоге, а в качестве некого продолжения вступительной статьи, ибо она является прекрасным «словарем» понятий веданты, оказавшей огромное влияние на большинство религиозных учений Индии и обобщившей многие их положения. Поэтому ее понятия и определения весьма часто встречаются или подразумеваются в поздних упанишадах. Здесь в виде кратких изречений объясняются 23 основополагающих понятия. Предварительное чтение ее, несомненно, облегчит восприятие переводимых текстов, разъяснит многие непонятные места и выражения в них и, возможно, будет полезным упражняющимся в йоге для понимания сути упражнений и их собственной природы. В примечаниях используются комментарии Свами Мадхавананда из Адвайта ашрама. ВСЕ (ОБЪЯСНЯЮЩАЯ) УПАНИШАДА 1. ОМ! Что такое запутанность1? Что такое избавление2? Что такое неведение3? Что — ведение4 и состояния бодрствования, снов, забытья и Четвертое5? Что такое аннамайа, пранамайа, маномайа, виджня-намайа, анандамайа! Что такое деятель, душа6, по-лезнатец7, очевидец8, горний9, внутренний вождь10? Что такое внутренняя сущность", Высочайший Самый12, Сам13, также марево14? Что такое Самовладыка15? Не Сам — тело и прочее, но за Самого не Самим принимается. Та гордость собой — запутанность, избавление — прекращение гордости. Что эту гордость творит — неведение, ведение — что ее прекращает. Когда четырьмя и десятью органами16 -начиная с ума и прочего — Сам воспринимает грубые предметы, такие как звук и прочее17, деятельными и воспринимающими причинами — начиная с Солнца, тогда (Сам пребывает) в бодрствовании. Когда даже в отсутствии звука и прочего стремление к звукам и прочее воспринимает посредством четырех органов, тогда Сам — в состоянии сна. Когда четыре и десять органов18 прекращают действовать и отсутствует различающее знание, тогда Сам — в состоянии забытья. 2. Когда Сознательность19 пребывает свидетелем проявлений трех своих состояний, (всего) существующего и несуществующего, тогда это состояние называют Четвертым. Объединение шести оболочек20, производимое пищей, — это зовут аннамайа коша, пищевым обличьем. Когда 14 видов ветров21, начиная с праны, вращаются в аннамайа коша, это называют пранамайа коша. Когда с двумя обличьями соединены четыре действующих (органа), начиная с ума, (имеющих) намерением звук и прочие предметы (чувств), тогда это называют мысленным обличьем, маномайа коша. Когда с этими тремя облачениями знающий различие и не-различие блистает, тогда это называют познавательным обличьем, виджнянамайа коша. Когда эти четыре облачения пребывают в их собственной причине22, как баньяновое дерево в семени, это называют анандамайа коша. Обитающий в теле как местопребывании мысли, (подверженной) радости и страданию, — он деятель. Когда к желанным вещам мысль (устремлена), мысль радостна, а к нежеланным — страдающа. Причина радости и страдания — звук, касание, зрение, вкус и запах. Когда согласно добрым и дурным делам (дух) обретает связь нынешнего тела (с прошлым телом), словно соитие с телом, тогда, обусловленный23, он называется живой (душой). Начинающуюся с ума, начинающуюся с праны, начинающуюся с саттвы, начинающуюся со стремления, начинающуюся с добродетели — называют пятью группами (ограничений). Существо, 24 (которое обладает25) пятью группами оснований, 26 без знания не умирает. То, которое из-за близости к Самому проявляется как ограничение Самого, называется признаковым телом27, сердечным узлом. Сознание, что себя так проявляет, называется Полезнатец28. 3. Кто знает познающего, знания и познаваемого появ ление и исчезновение, но сам отделен от проявления и исчезновения, самосветящийся, называется Очеви дец. Когда существо проникает в разум всех су ществ от Брахмы до муравья, пребывая в разуме всех живущих, тогда его называют Горний29. Когда посредством осуществления истинной природы Оче видца и прочих, которая отличается добродетелью с преходящими ограничениями, Сам проявляет себя как пронизывающий все тела, словно нить жемчуг, тогда он называется Внутренний Вождь. Когда Сам, отринувший все ограничения, независимый, блиста тельный, сияет, словно золото, чья природа — со кровище сознания, тогда его называют понятием «Ты»30 и Внутренним Самым. Истина, Знание, Бес конечность, Блаженство — Брахман. Имя, место, вре мя, основа, цель уничтожимы, (но) когда (они) унич тожаются, Истина неуничтожима, и ее называют Не уничтожимым. Не имеющая ни возникновения, ни уничтожения сущность Сознания -— это считается Знанием. 4. (Что остается неизменным), словно глина во всех глиняных изделиях, словно золото во всех золотых изделиях, словно ткань во всех изделиях из ткани, предшествующее (всему), все проникающее Созна ние от непроявленного до пятивидного творения31, называют именем апаша. Бесконечное. Счастливую сущность Сознания, океан безмерного блаженства, безраздельное счастье называют Блаженством, ananda. To, чего четырехвидная материя32 — при знак и что непреходяще в материальных целях33, называют понятием «То» и Самым Высочайшим, Параматманом, Высшим Брахманом. Отличное от понятия «Ты», (имеющего) ограничения, и понятия «То», (имеющего) ограничения, особое Бытие, как пространство всепроникающее, тонкое, понятием «Есмь», самосветящимся Атманом и понятием «Не-То» называют. Безначальное, чреватое34, вместе доказуемое и недоказуемое, ни существующее, ни несуществующее, ни вместе существующее-несуществу-ющее и становящееся несуществующим, вроде пустоты, когда из-за неизменности основы причина изменения и неизменения установлена, 35 — это Марево, Майа.
|