![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы управления
Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Если функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца, отвечая на вопрос что делать, то принцип отвечает на вопрос как это сделать. Повторимся, функции – обязательные элементы управленческого процесса, а принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться, дополняться или существенно трансформироваться в зависимости от ситуации. Принципы разрабатывались многими учеными, впервые они были сформулированы Г. Эмерсоном. А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов не ограничено. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Все принципы можно разделить по двум группам – общие и частные. К общим относятся принципы: - применимости – разработка руководств для всех сотрудников; - системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом; - многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности; - интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры; - ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о ценностях. Частные принципы: - оптимального сочетания централизации и децентрализации – проблема состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений; - коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений; - научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации – все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов; - плановость – установление основных направлений и пропорций развития организации в перспективе; - сочетание прав, обязанностей и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение; - частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства; - иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня и т.д.; - мотивации – чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации – тем эффективнее будет программа мотиваций; - демократизация управления – участие в управлении всех сотрудников; - государственной законности – система менеджмента должна отвечать требованиям законодательства; - органической целостности объекта и субъекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта на объект, они должны составлять единую систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой; - устойчивости и мобильности системы управления – при изменении среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.
|