![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Командный труд
Команда – группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия. Эффективность работы команды определяется по производительному выпуску (количество и качество результатов труда) и личному удовлетворению (способность команды к насыщению индивидуальных потребностей ее членов, а отсюда к поддержанию в них стремления к командному труду и приверженности ее интересам). Формальные команды создаются как часть организационной структуры компании. Выделяют три разновидности – горизонтальная, вертикальная и специализированная. Вертикальная команда включает в себя менеджера и его формальных подчиненных, ее называют функциональной. Может включать три-четыре уровня иерархии. Создается для достижения определенных целей организации посредством совместных усилий ее членов и взаимодействий между ними. Горизонтальная команда состоит из работников одного и того же уровня, но разных отделов. Они собираются вместе, решают задачу, а потом возвращаются к своим постоянным обязанностям. Обычно формируются в виде специальных групп или комитетов. Специальная группа (межфункциональная команда) по достижении определенной цели распускается. Комитет является более долговечным образованием, нередко становится частью организационной структуры. Членство в нем определяется должностью сотрудника. Горизонтальные команды получают ряд преимуществ – позволяют членам организации обмениваться информацией, генерируют идеи по координации деятельности отделов, находят новы решения организационных проблем, способствуют развитию новых методов организационной политики и практики. Специализированные команды не входят в формальную структуру организации и работают над наиболее важными или уникальными проектами. Самоуправляемые команды ставят целью объединения в команды работников низших уровней для привлечения их к процессу принятия решений, в том числе относительно собственных заданий, что позволяет добиться значительного роста производительности. Команды по решению проблем и задач состоят из 5-12 сотрудников одного отдела, которые добровольно обсуждают вопросы повышения качества и эффективности труда. Самоуправляемые команды состоят из 5-20 человек различных навыков, в них осуществляется ротация рабочих заданий, они отвечают за весь цикл производства товара или услуги, как правило, характеризуются доступом к необходимым ресурсам, правом самостоятельных решений, члены команды обладают различными навыками и могут выполнять различные функции. Характеристики команд Сплоченность команды – степень, в которой команда привлекает к себе участников, уровень их мотивации оставаться в группе, характеризуется командными взаимодействиями, концепцией общих целей, привлекательностью команды для каждого ее члена. Данная характеристика обеспечивает моральные и производственные преимущества. Командные нормы развиваются в четырех направлениях – перенос поведения, связанный с имеющимся опытом, явное выражение лидером команды или участниками, первенство, критические события в истории команды. Роли:
Размер – чем меньше команда, тем больше удовольствия от совместного труда, неформальные взаимоотношения, не предъявляют к лидерам особых требований, чем команда больше – возрастает возможность конфликтов, образования подгрупп, растут требования к лидерам, не характерны дружеские отношения и пр. К командным процессам относятся изменяющие во времени динамические силы, на которые может оказывать влияние лидер. Пять стадий развития команды: Причинами конфликтов в командах становится недостаток ресурсов, нечеткое разграничение обязанностей, кризис коммуникаций, личностные аспекты, различия во власти и статусе, различия в целях. Под конфликтом понимается столкновение противоречивых или несовместимых сил; противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности. Конфликты бывают нескольких типов – функциональным (полезным) и дисфункциональным, внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Действия руководителя по решению конфликта заключаются в изучении причин возникновения, ограничении числа участников конфликта, анализ конфликта и его разрешение. Существует несколько стилей разрешения конфликтов: – конкурентный стиль должен применяться, когда необходимы быстрые и решительные действия, особенно в важных делах или непопулярных мерах; – уклонение от конфликта целесообразно, когда решение очевидно и изменить его невозможно, необходима отсрочка или когда последствия обойдутся слишком дорого; – компромиссный стиль применим, когда цели сторон одинаково важны, оппоненты обладают одинаковой властью и стремятся к устраивающему друг друга решению или когда решение нужно принять как можно быстрее; – приспособление эффективно, когда индивид осознает ошибочность своей позиции, главное – поддержание гармонии; – совместная работа адекватен, когда невозможно пренебречь интересами ни одной из сторон.
Рисунок 8. Этапы развития команды Преимущества работы в команде – уровень интенсивности усилий, удовлетворение, расширение знаний и навыков, организационная гибкость. Издержки – перестройка структуры власти, безбилетники, затраты на координацию.
|