Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила работы в группе, которые помогают соблюдать внимательную, тактичную, уважительную форму общения на равных






1. Стараемся оставаться «здесь и сейчас». Для этого – минута тишины и пр. 2. Если опаздываем, предупреждаем заранее.

2. Отключаем средства связи или информируем о причинах ожидания звонка, выходим только по действительной необходимости.

3. В группе соблюдается установленный регламент высказываний: 1-3-5 минут. Это дает возможность высказаться всем и учит четко формулировать свои мысли. Если я уважительно отношусь ко всем участникам группы и не собираюсь «тянуть одеяло группового внимания на себя», то захочу выслушать и с интересом отнесусь к высказываниям каждого.

4. Говорит всегда только один, и когда он говорит, все внимательно слушают. Не переговариваемся (без «междусобойчиков»). Это правило позволяет развивать интерес к каждому человеку, в каждом стремиться увидеть образ Божий, концентрировать внимание на том, что происходит сейчас, а не убегать мыслями в прошлое или будущее. И с другой стороны, говорящий получает принятие. Что бы он не говорил (в рамках правил), его слушают и принимают.

5. Я-высказывания – говорим только от своего имени, не употребляя местоимений «ты», «мы», «они». Очень важно понимать и чувствовать, что наименее травмирующее выражение чувств происходит, когда используется я-высказывание. Такое выражение чувств не воспринимается как попытка обвинить, обидеть, унизить... Или напротив, польстить. И вместе с этим, я-высказывания – это и ответственность. Это не «у нас» и не «у них», а у меня.

6. С уважением относимся друг ко другу, а для этого:

· не учим друг друга, не проповедуем,

· не делаем замечаний,

· не даем советов,

· не перебиваем,

· не исправляем,

· не подсказываем,

· не говорим друг о друге в третьем лице (как будто человека с нами нет), стараемся говорить, обращаясь к нему как к одному из собеседников,

· не даем оценки высказываниям других членов группы (ни хороших, ни тем более плохих)*,

· не вешаем ярлыки.

7. Группа – пространство безопасности и доверия. Поэтому мы:

· не спорим, а дополняем (каждый имеет право на собственное мнение),

· все приглашаются к общению, но никто не принуждается (каждый имеет право «пропустить» свое высказывание), но если мы не пропускаем, то растем над собой,

· стараемся принимать друг друга, какие мы есть, никого не осуждать даже в мыслях (или хотя бы ловим себя на том, что осуждаем).

Сюда можно было бы добавить: «Все, что происходит в группе, не должно обсуждаться с третьими лицами без согласия участников», «прежде чем докладывать начальству о проступках других, обсуди это с ними лично». Но мы надеемся, что заповедь кн. Левит «Не ходи переносчиком в народе своем» (19: 16) и Евангельское наставление о согрешающем брате (Мф. 18: 15-17) хорошо известны участникам.

 

* Пояснение

У некоторых слушателей возникают вопросы относительно запрета оценок высказываниям других: «А если человек говорит ересь?» – задаются они вопросом.

В миссионерской работе любое высказывание участника, вне зависимости от его уровня подготовки, ценно: замечательно, что человек высказался, а не проявил равнодушия или агрессии. Но ценность высказывания действительно не означает его правильности, и здесь возникает противоречие. Как быть, к примеру, если мы пришли в вуз, чтобы пробудить у ребят вопросы о Боге, и кто-то говорит нечто, что противоречит православной вере?

Многолетний опыт убеждает нас, что не стоит в такой ситуации спорить или поправлять – это оттолкнет участника, но можно дополнить: «Мне думается, на этот вопрос можно взглянуть и так…» Истина может постоять за себя, и такая мягкая форма поможет человеку с благодарностью ее принять, а не чувствовать себя незнайкой и посмешищем.

Если же кому-то такая форма кажется чуждой, ему следует проверить себя Евангелием, ведь, по сути, это правила уважительного слушания и беседы на равных. Никто не учит, никто не заискивает. Нет позиции «сверху» и «снизу». В этом – прямое следование заповеди Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29).

Естественно, каждый при этом может вносить в обсуждение то, чем одарил его Господь – если человек является подготовленным в области богословия, педагогики, психологии, управления, он может порекомендовать другим почитать нечто или процитировать что-то, что ему покажется уместным из научного знания или святоотеческого наследия.

 

Как давать тему на курсе (пояснение для ведущих)

Первый вариант

В форме мозгового штурма обсуждаем вопрос «Что чаще всего мешает совместной работе?»

Записываем на доске основные правила, которые были предложены, обсуждаем следующие вопросы:

· зачем нужно групповое соглашение?

· почему важно, чтобы каждый участник согласился исполнять его?

· кто следит за соблюдением группового соглашения?

· как эти правила связаны с нашей жизнью во Христе? (этот вопрос можно предложить в качестве домашнего задания – найти обоснование этим правилам в Писании и святоотеческом наследии).

Второй вариант

Выбираем группу желающих. Даем тему для обсуждения и немного провоцируем, мешаем, разными способами нарушая правила. Затем просим сформулировать, что именно мешало обсуждению, что помогало. Все вместе формулируем наше групповое соглашение – и принимаем его. Далее отвечаем на выше поставленные вопросы.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал