![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация социально-психологических явлений
Широта и глубина взаимодействия человека с другими людьми различна, поэтому социально-психологические явления многообразны. Б.Д. Парыгин первым в нашей стране предпринял попытку классифицировать социально-психологические явления. Он говорил о семи компонентах составляющих предмета социальной психологии. 1. Особенности проявления всех компонентов индивидуальной психологии - потребностей, интересов, воли и т.д. – в коллективе и массе людей. 2. Формы психической общности и структурно-психологические особенности различных социальных групп. 3. Способы общения и социально-психологического взаимодействия индивидов внутри группы и групп между собой. 4. Особенности механизмов мотивации поведения индивида в группе и в совокупной деятельности членов различных групп. 5. Особенности психологического механизма отражения социальной среды и ее воздействие членами различных социальных групп и массой людей. 6. Закономерности группового и коллективного поведения. 7. Законы динамики и формирования общественной психологии различных социальных групп, слоев и классов общества. Ковалев А.Г. считает, что следует сначала определить объекты социально-психологического исследования (малые и большие группы, а также личности). Это будет основным критерием классификации феноменов общественной психики (то есть классифицировать через «носителей» явлений). Автор приводит следующую классификацию: 1. Феномены общественной психики, которые свойственны малым группам и их характеризуют (групповые цели, мотивы, групповые мнения, психологический климат); 2. Феномены общественной психики, которые характеризуют личность как члена групп и коллективов (роль и статус личности в группе, ее ценностные ориентации, установки, уровень притязаний и т.д.); 3. Те явления общественной психики, которые присущи большим социальным группам (общественное мнение, умонастроение масс, национальный темперамент и характер, нравы и т.д.). 4. Как самостоятельная подструктура феноменов общественной психики выделяются явления общения и психологического воздействия (убеждения, внушения, подражания, конформизма и др.). 5. Все эти явления общественной психики: во-первых, направляют дела и поступки конкретных личностей (это потребности, интересы, взгляды, установки, традиции, обычаи и пр.), а, во-вторых, влияют на степень эффективности этих дел и поступков за счет использования потенциальных сил и способностей.
|