Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии
Начало ХХ в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Основное отличие этого периода – это преобладание экспериментальных исследований и тщательной фиксации результатов. Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде, в США Ф. Олпортом и В. Бехтеревым в России, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. Социальная психология стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гештальт-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа. В. Меде и его работа «Экспериментальная психология масс» в которой описаны эксперименты с различными по численности группами. Измерялись индивидуально и в группе показатели памяти, внимания, воли, болевые ощущения и ассоциации. Исследователь пришел к выводу: психика индивида в группе иная, чем когда он один. Изменения в основном происходят в моторике, эмоциях, повышается способность переносить боль (особенно в ситуациях соревнования), падает восприимчивость к шумам. – люди с положительным отношение к группе улучшают показатели; – с отрицательным отношением ухудшают результаты; – с нейтральным неизменные показатели. Установил, что степень подражания зависит от возраста, пола, состояния человека. Ф.Олпорт в работе «Социальная психология» (1924) описывает эксперименты, проведенные на группах присутствия. Установил, что в условиях группы результаты мышления человека изменяются: 1. Когда люди вместе, то облегчается начала действия и увеличивается его темп, то есть уменьшается фаза срабатываемости. 2. Совместная деятельность влияет и на темп интеллектуальной деятельности. 3. Оригинальность идей увеличивается в одиночной интеллектуальной деятельности. То есть в группе мы бессознательно стремимся к единству во взглядах и мнениях. Исследования В. Бехтерева представлены в его работе «Коллективная рефлексология». Выявил, что влияние коллектива на человека зависит от того, к какому типу человек принадлежит: 1) социально-возбудимый тип (63 %); 2) социально-тормозной (12 %) 3) социально-индиферентный тип.
В начале 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии, оживляется интерес к теоретическому знанию.
|