![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3. Этапы становления социальной психологии в России
История социальной психологии в России имеет четыре периода: 1) 60-е гг. XIX в. – начало ХХ в.; 2) 20-е гг. – первая половина 30-х гг. ХХ в.; 3) вторая половина 30-х гг. – первая половина 50-х гг.; 4) вторая половина 50-х – 70-е гг. (и до нашего времени). 1. 60-е гг. XIX в. – начало ХХ в. Работы Н.К. Михайловского. Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена Л.И. Петражицким. Идеи психологии народов развивались в учении А.А. Потебни. Огромный вклад в отечественную социальную психологию внес Владимир Михайлович Бехтерев. О его экспериментах мы говорили выше. Бехтерев формирует новое направление – «Рефлексологию». Суть коллективной рефлексологии сводится к унаследованным рефлексам коллектива, масс и толпы на биосоциальные раздражители. Бехтерев провел классификации групп, ввел целый ряд новых понятий (возбудимость группы, коллективное настроение, коллективная сосредоточенность). Разработал множество методов исследования и статистической обработки. Дал характеристику коллектива как особенного явления. 2. 20-е гг. – 1-я пол. 30-х гг. ХХ в. Поиск своего пути в психологии. Построение марксистской социальной психологии В основе отечественной социальной психологии лежат взгляды теоретиков марксистов. Маркс и Энгельс в своих концепциях социального развития не могли обойти вопросы общественной психологии, которые заключались в следующем: 1) в анализе общественной жизни Маркс и Энгельс использовали понятия «индивид, личность, производственные отношения»; 2) большую роль Маркс и Энгельс отводили субъективному фактору в жизни общества; 3) раскрыли специфику групповых общественных явлений. Социальная психология оформлялась в самостоятельную науку одновременно с социальной психологией в Германии и США. Но в силу влияния идеологии отечественная социальная психология имела ряд особенностей: 1) материалистическая ориентация; 2) методологическая направленность (в силу необходимости борьбы с враждебной идеологией); 3) ориентация на особые элементы социальных явлений (классы, коллектив). 3. Вторая половина 30-х гг. – первая половина 50-х гг. К 40-м годам накоплен огромный материал по исследованию социально-психологических явлений. В этот период оформляется собственно отечественная школа психологии. Можно отметить в 30 -е годы некоторый «педагогический» этап развития социальной психологии в России. Здесь следует упомянуть работы А.С. Залужного и А.С. Макаренко – которые разрабатывали проблемы детского коллектива и их психологическую характеристику. Кроме этого стоит отметить в работах советского зоопсихолога В.А. Вагнера филогенетический принцип анализа социального поведения, Г.И. Челпанова – разработку методологических проблем социальной психологии. Большой вклад в развитие социальной психологии в этот период внесли следующие ученые: В.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев. Но в конце 30-х годов по идеологическим причинам социальная психология резко затормозила. И только в 50-60 гг. возникает вопрос о восстановлении направления как самостоятельной науки. 4. Вторая половина 50-х – 70-е гг. (и до нашего времени) Происходит возрождение социальной психологии и интеграция ее в систему всех наук. Развитие промышленной социальной психологии. Современное состояние отечественной социальной психологии и смена научной парадигмы.
|