Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 1. Организация налогового учета в УкраинеСтр 1 из 14Следующая ⇒
В ходе формирования налоговой системы в Украине должны быть предотвращены упущения в правовом регулировании налоговых отношений, обеспечены правовые гарантии как плательщиков налогов, так и государственных налоговых органов, отрегулированы процессуальные вопросы ответственности за невыполнение, неполный сбор или несвоевременное выполнение налоговых обязательств, а также за нарушение норм налогового законодательства Украины. Свое отражение законодательные закрепления должны найти в Налоговом кодексе Украины, который регулировал бы все вопросы налоговых отношений между государством и плательщиком налога. Разработанные концепция и структура проекта Налогового кодекса Украины были рассмотрены и в целом согласованы на заседании Кабинета Министров Украины 31.08.98 г. В соответствии с концепцией Налогового кодекса Украины его положения должны быть направлены на необходимость образования в Украине стабильной и ясной для понимания налоговой системы с четким определением порядка удержания налогов, сборов и других обязательных платежей, а также обеспечения четкого определения объектов налогообложения. Концепцией Налогового кодекса было определено 23 вида общегосударственных налогов, местных сборов и других обязательных платежей вместо 33, предусмотренных действующим законодательством Украины “О системе налогообложения”. К общегосударственным налогам предусматривалось отнести такие налоги, сборы (обязательные платежи):
К составу местных налогов и сборов предусматривалось отнести:
Основные нововведения начали действовать с внесением изменений в Закон «О налогообложении прибыли» (далее Закон о прибыли) с 1 января 2003 г. Радикально изменены правила налогового учета, усовершенствованы правила возникновения доходов и расходов в пределах бартерных операций. С 2003 года значительно усложнился учет расходов по операциям с нерезидентами, единщиками, плательщиками фиксированного налога, предприятиями и организациями, которые платят налог на прибыль по ставкам ниже, предусмотренным статьей 10 Закона о прибыли, или освобожденными от его уплаты. Теперь валовые расходы по сделкам с такими лицами возникают по дате оприходования товаров при их импорте, а для работ (услуг) – дате получения независимо от наличия оплаты (в том числе частичной или авансовой). Это еще один виток борьбы с авансами в составе валовых расходов, что и создает условия, когда будет очень хлопотно работать с СПД (субъектами предпринимательской деятельности), находящимися на упрощенной системе налогообложения. Уже сейчас всем предприятиям – плательщикам налога на прибыль придется пересмотреть часть договоров с резидентами Украины и учитывать при заключении новых соглашений требования пп. 11.2.3 Закона о прибыли. В Закон добавлен ряд существенных условий, которые следует оговаривать в договорах. Так, вышеперечисленные контрагенты-резиденты (назовем их льготники) обязаны при заключении договора с налогоплательщиком по его требованию указывать свой статус (плательщик или неплательщик налога на прибыль на общих условиях). Если этого не сделано, пострадает, разумеется, покупатель, ведь для него вышеупомянутые “валоворасходные” правила будут применяться безоговорочно. В новоявленном Законе есть и приятные новости – больше не нужно будет подавать расчет авансовых взносов налога на прибыль, расчет финансовых результатов товарообменных (бартерных) операций (приложение С к декларации), вместо двух налоговых периодов (квартал, год) имеем четыре (календарный квартал, полугодие, три квартала, год), и это очень хорошо, ведь теперь правило учета с использованием метода нарастающего итога прописано достаточно ясно, будут введены новые формы отчетности – упрощенная для квартала, полугодия, трех кварталов и более объемная – годовая. Ставка налога на прибыль установлена в размере 25%. Изменение налоговых периодов практически не повлияло на сроки подачи декларации о прибыли. Ее нужно будет подавать на протяжении 40 дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Уплату налога следует проводить по общим правилам пп.5.3.1 Закона № 2181 – в течение 10 дней, следующих за предельным сроком подачи декларации. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение плательщика налогов. 2. Какие органы в Украине являются контролирующими относительно налогов и сборов в бюджеты разных уровней? 3. Что входит в компетенцию контролирующих органов? 4. В чьей компетенции находится исчисление налоговых обязательств? 5. В какой срок должны быть представлены в налоговые органы налоговые декларации за месяц, квартал, год? 6. В каких случаях определение налоговых обязательств осуществляется контролирующим органом?
Темы рефератов: 1. Роль, значение и функции контролирующих органов. 2. Порядок предоставления налоговых деклараций и определения сумм налоговых обязательств. 3. Порядок согласования сумм налоговых обязательств, опротестования решений контролирующих органов и определения налогового долга. Литература: [ 1, 4, 7, 15, 31, 83 ] ТЕМА 2. Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» вступил в силу в 1997 году. С тех пор в закон постоянно вносятся носятся изменения и дополнения Введение Закона коснулось не только налогового учета предприятий, но и других областей финансово-хозяйственной жизни и, особенно, методики учета прибыли предприятий. Объектом налогообложения, согласно Закону о налогообложении прибыли, является величина, определяемая как разность между скорректированным валовым доходом, определенным согласно п. 4.3 ст.4 Закона о налогообложении прибыли, валовыми расходами плательщика налогов, и суммой амортизации. Валовой доход(далее ВД) – общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе, исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами. Таким образом, к валовым доходам можно применить несколько критериев классификации: по видам деятельности налогоплательщика; по виду учета дохода; по форме получения дохода; по месту получения дохода. По видам деятельности налогоплательщика валовые доходы подразделяют на: ü доходы, полученные (начисленные) от осуществления хозяйственной деятельности; ü доходы, полученные (начисленные) от осуществления всех видов деятельности, кроме хозяйственной деятельности. По виду учета доходы следует разделить на: ü полученные доходы; ü начисленные доходы. К полученным доходам следует относить доходы, фактически полученные в виде денежных средств или товарно-материальных ценностей, которые можно определить в момент их получения (оприходования). К начисленным доходам следует относить: ü доходы, которые предполагают в дальнейшем фактическое получение дохода; ü доходы, которые в будущем не приведут к фактическому получению дохода. Доходы могут быть получены в следующих формах: ü денежной; ü материальной; ü нематериальной.
Согласно п. 1.3 ст. 1 Закона о прибыли, денежные средства – гривня или иностранная валюта. Следовательно, доходами, полученными в денежной форме, признаются доходы, полученные в гривнях и/или иностранной валюте. К доходам, полученным в материальной форме, следует отнести стоимость имущества, полученного в виде: ü материальных активов – ОФ и оборотных активов в любом виде, отличном от средств, ЦБ, деривативов и НМА; ü ценных бумаг – документов, удостоверяющих право владения или отношения займа и отвечающих требованиям, установленным законодательством о ЦБ; ü деривативов – стандартных документов, удостоверяющих право и/или обязательство приобрести или продать ЦБ, материальные или нематериальные активы, а также денежные средства на определенных ими условиях в будущем; ü корпоративных прав – права собственности на уставный фонд (капитал) юридического лица или его долю (пай), включая права на управление, получение соответствующей доли прибыли такого юридического лица, а также активов в случае его ликвидации в соответствии с действующим законодательством, независимо от формы создания такого юридического лица. Получение дохода в нематериальной форме включает в себя получение нематериальных активов(объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога), а также начисление доходов, которые в будущем не приведут к фактическому получению дохода. Доходы могут быть получены налогоплательщиком: ü на территории Украины; ü на континентальном шельфе Украины; ü на территории исключительной (морской) экономической зоны Украины; ü за пределами территории Украины, ее континентального шельфа и территории исключительной (морской) экономической зоны. Процесс осуществления предпринимательской деятельности невозможен без соответствующих, связанных с ней затрат. Величина затрат предприятия влияет на величину подлежащих уплате двух основных налогов: налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Таким образом, величина объекта налогообложения во многом зависит от суммы ВР. Валовые расходы имеют самое непосредственное отношение к возникновению права на налоговый кредит (далее НК) по НДС, поскольку в НК включаются (при соблюдении всех дополнительных условий) только те суммы НДС, которые уплачены при приобретении товарно-материальных ценностей, стоимость которых относится к валовым расходам (ПП.7.4.1.ст.7 Закона о НДС). Понятия валовых расходов, как и валовых доходов, появилось в налоговом законодательстве с принятием закона Украины о прибыли, радикально изменившего порядок расчета налогооблагаемой прибыли. При этом Закон о прибыли не содержит определения ВР, трактуя их как сумму «любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготовляемых) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности». Понятие «расходы» или «затраты» Законом о прибыли не установлено. Это означает, что его следует толковать в значении, в котором оно употребляется в Положениях (стандартах) бухгалтерского учета. Как известно, в бухгалтерском учете, в соответствии с П(С)БУ 16, «расходами отчетного периода признаются или уменьшение активов, или увеличение обязательств, что ведет к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены». Это определение раскрывает экономический смысл расходов, но в большой степени зависит от принятых на предприятии правил и процедур бухгалтерского учета, которые формализованы в учетной политике предприятия. В налоговом законодательстве отражается не экономический смысл, а формальная сторона явления. В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, затраты связаны не с потреблением, а с приобретем активов и услуг. Поэтому бухгалтерское понятие затрат не может быть напрямую применено к налоговому понятию «валовые расходы». Но можно считать, что ВР могут признаваться только в том случае, если в последствии они будут признаны расходами по правилам бухгалтерского учета. То есть ВР – это «отсроченные расходы» Следовательно, стоимость активов, работ, услуг, полученных безвозмездно, в ВР не включается. Не является расходами также стоимость товаров, полученных в виде прямых инвестиций, то есть вклада (взноса) в уставный капитал предприятия, так как при получении таких товаров у предприятия не возникает обязательств. При этом стоимость имущества, полученного в качестве инвестиции, не включается и в ВД предприятия (пп.4.2.5 ст.4 Закона о налогообложении прибыли). Особенность Закона о налогообложении прибыли состоит в том, что он не устанавливает четкого перечня затрат, включаемых в ВР. Перечень расходов, установленный п.5.2 ст.5 Закона о налогообложении прибыли, не является исчерпывающим.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как определить сумму обязательств перед бюджетом по налогу на прибыль? 2. Что входит в состав валовых доходов предприятия? 3. Что входит в состав валовых расходов предприятия? 4. В чем заключается сущность налогового метода начисления амортизации основных фондов? 5. Что является основанием для заполнения Декларации по налогу на прибыль? 6. Каков механизм расчетов с бюджетом по налогу на прибыль? 7. Как в бухгалтерском учете отражается начисление и уплата на лога на прибыль? 8. Как определяется и как отражается в Декларации по налогу на прибыль размер прироста (убыли) материальных ценностей? 9. Относят ли субъекты предпринимательской деятельности – плательщики налога на прибыль и налога на добавленную стоимость суммы НДС, уплаченного поставщикам в составе цены приобретенных материальных ценностей (работ, услуг), в состав валовых расходов? 10. Какие разделы выделены в Декларации по налогу на прибыль? Темы рефератов: 1. Сущность и значение Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». 2. Структура, порядок заполнения и предоставления Декларации по налогу на прибыль. 3. Методика отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль в соответствии с П(С)БУ 24 «Налог на прибыль». 4. Методика расчета прироста(убыли) материальных ценностей. Литература: [ 13, 48, 78 ]
|