Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 10. Налоговый учет оплаты труда
Заработная плата – это, в соответствии со ст.1 Закона об оплате труда, вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Размер такого вознаграждения зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Расходы на оплату труда являются основной составляющей объекта для исчисления всех платежей. Единственные отчисления, чья база выходит за пределы заработной платы, – пенсионные взносы. Хорошо известные пенсионные сборы, которые рассчитывались исходя из заработной платы, преобразовались в пенсионные взносы и никакого отношения к налоговым платежам теперь не имеют. Изменился и перечень плательщиков. Рассмотрим объект для расчета страховых платежей в Пенсионный фонд. Работодатели исчисляют взносы от: - суммы фактических расходов на оплату труда (денежного обеспечения) работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом об оплате труда, подлежащие обложению налогом на доходы от физических лиц; - выплат вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц; - суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности. Сумму взносов, которые должны уплачивать работники, работодателю нужно определять от совокупного налогооблагаемого дохода. Удержание проводят по ставке 1% (если описанный в пп.4.4 Инструкции о пенсионных взносах объект меньше 150 грн.) или 2% (если объект больше 150 грн.). Прочие социальные взносы (как удержания так и начисления) исчисляют от одного объекта – фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработных плат, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом об оплате труда, и подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц. Однако если прочесть внимательно Закон о налоге с доходов, становится понятным: сегодня единственной зарплатной выплатой, с которой при определенных условиях может не удерживаться налог с доходов, является материальная помощь, предоставленная по правилам, установленным для необлагаемой нецелевой благотворительной помощи. Таким образом, исчисляя непенсионные социальные платежи, в первую очередь следует руководствоваться принадлежностью получаемого работником дохода к расходам на оплату труда. На доходы взносы в Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности начисляют по ставке 2, 9%, удерживают по ставке 0, 5%, в Фонд социального страхования на случай безработицы – 1, 3% и 0, 5% (если доход менее прожиточного минимума на 1 января отчетного года) и 1% (если доход превышает прожиточный минимум на 1 января отчетного года) соответственно. С 2004 года заработную плату облагают налогом с доходов по ставке – 13% (независимо от того, где хранится трудовая книжка наемного лица). Но благодаря пп.3.5 Закона о налоге с доходов действует особый механизм: объект налогообложения определяют, уменьшая начисленную заработную плату на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с Законом взимаются за счет дохода наемного лица. Таким образом, налогово-зарплатный алгоритм выглядит так: 1) начислить зарплату; 2) рассчитать размер удержаний в Пенсионный фонд, Фонд страхования от нетрудоспособности и Фонд страхования от безработицы за текущий месяц; 3) вычесть из первоначальной суммы зарплаты исчисленные удержания (промежуточный результат); 4) из полученной уменьшенной зарплаты исчислить налог с доходов с учетом льгот по этому налогу (см. ниже); 5) отняв от промежуточного результата сумму налога, получить чистую зарплату. Закон о доходах предоставляет каждому право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму одной минимальной месячной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного налогового года. Отдельные категории плательщиков на основании Закона о доходах имеют право на специальные повышенные льготы – 150% или 200% общего размера. По сравнению с прошедшими годами право на льготу в налогообложении доходов утратили чернобыльцы III и IV категории. Кроме того, среди особых льготников не упомянуты: - военнослужащие и призванные на учебные, проверочные сборы военнообязанные, которые проходили службу в составе ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан и в других странах, где в этот период велись боевые действия; - родители и один из супругов военнослужащих, погибших или умерших, либо пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей. Для них действует общая льгота. Теперь рассмотрим правила предоставления налоговых социальных льгот с позиции работодателя. Для получения налоговой льготы работник должен подать работодателю заявление о ее применении, форма которого утверждена приказом № 461. Льготу начинают применять с доходов того месяца, в котором работник подал заявление. С 1 января 2004 года налоговую льготу предоставляют по месту получения налогоплательщиком основного дохода (определенному в трудовой книжке) без подачи заявления о применении льготы (Закон о налоге с доходов). Вместе с тем, если работник имеет право на повышенный размер льготы, без заявления ему не обойтись. Нужно предоставить в бухгалтерию еще и дополнительные подтверждающие документы, перечень которых определен Порядком предоставления документов для льготы. Налогоплательщик имеет право самостоятельно изменить место применения налоговой социальной льготы, подав работодателю заявление об отказе от нее. Именно начиная с доходов того месяца, в котором подано заявление, льготу больше не предоставляют (п.п.4 и 8 Порядка предоставления документов для льготы). Это заявление не нужно при увольнении с работы – предоставление льготы приостанавливается с месяца такого увольнения (п.4 Порядка предоставления документов для льготы). Право на льготу теряет плательщик, который в течение месяца получил заработную плату больше суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1, 4 и округленного до ближайших 10 гривень (пп. 6.5.1 Закона о доходах). Закон о налоге с доходов полностью изменил налогообложение выходного пособия при увольнении (ст.44 КЗоТ) и компенсации за задержку выплаты заработной платы (ст.34 Закона об оплате труда). Согласно Декрету о подоходном налоге такие компенсационные выплаты налогообложению не подлежали, если предоставлялись в пределах установленных законом. Теперь сумму компенсации за задержку зарплаты нужно включать в налогооблагаемый месячный доход и учитывать при начислении и удержании взносов во все фонды социального страхования (как расходы на оплату труда), а из выходного пособия (которое не является расходами на оплату труда) только удерживать налог с доходов и пенсионные взносы. Инструкция о подоходном налоге содержала особый пп.9.4, благодаря которому при выплате из части полученной суммы отпускных налог не удерживали, а взимали его при выплате дохода за следующий месяц. Необходимость в такой норме была связана со шкалой ставок. В свою очередь, Пенсионный фонд в пп.5.4.3 Инструкции о пенсионных сборах указывал: следует начислять и удерживать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование на суммы выплат, которые включаются в совокупный налогооблагаемый доход, период которых больше одного месяца (пособие в связи с временной нетрудоспособностью, оплата ежегодного отпуска и т.п.), отдельно за каждый месяц. Причина такого требования – применение максимальной величины зарплаты, с которой исчисляют пенсионные платежи. Что касается других соцфондов, то исчислять взносы из «продолжительных выплат» (относительно отпускных) отдельно по месяцам, на которые они приходятся. В новую Инструкцию Пенсионный фонд перенес тот же порядок удержания и начисления пенсионных взносов из выплат за продолжительный период (пп.5.1.7 и пп.5.2.4), который был в Инструкции о пенсионных сборах. А описанный выше механизм налогообложения доходов, начисленных в виде заработной платы (частью которой являются отпускные), просто не оставляет иного пути, как исчислять налог с доходов отдельно за каждый из месяцев.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какими законодательными документами регламентируется налоговый учет оплаты труда? 2. Как определить базу для исчисления суммы налога с доходов физических лиц? 3. Какие ставки удержаний сбора в Пенсионный фонд существуют согласно действующему законодательству? 4. В чем различия исчисления базы обложения сбором в Пенсионный фонд и сборов в Фонды социального страхования? 5. По каким ставкам происходит удержание сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай временной потери трудоспособности? 6. По каким ставкам происходит удержание сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы? 7. Как определить размер налоговой социальной льготы по налогу с доходов физических лиц на отчетный год? 8. Как определить размер дохода работника, при котором может быть применена налоговая социальная льгота по налогу с доходов физических лиц? 9. Какие ставки начислений на заработную плату производятся согласно действующему законодательству? 10. Какие ставки налога с доходов физических лиц применяются согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц»?
Темы рефератов:
Литература: [8, 5, 12, 16, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 55, 59, 60, 65, 68, 69, 70, 73, 75, 76, 79, 81, 98, 99 ]
|