Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведение производителя в условиях олигополии
Впервые поведение олигополиста на рынке было рассмотрено французским экономистом О. Курно в 1838 г. на простой модели дуополии. Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Таким образом, максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, и поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции. Такое итоговое равновесие объемов производства называется равновесием Курно. В равновесии Курно каждая фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зависимости от этого может максимизировать прибыль, следовательно, ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства. В настоящее время все большее значение в анализе олигополистических ситуаций получает теория игр. Наиболее известным примером некооперативной игры является «дилемма заключенного», которая наглядно показывает особенности олигополистического ценообразования. Каждая фирма всегда старается выиграть, назначая цену независимо от того, как поступает ее конкурент. Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие цены и ограничивая объем производства, они получат более высокие прибыли, чем при агрессивной конкуренции. Однако у каждой фирмы есть стимул сбить цены своим конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Как бы ни было желательно сотрудничество, каждая фирма беспокоится, что, если она будет конкурировать пассивно, ее конкурент может конкурировать агрессивно, захватывая большую долю на рынке. В результате ни одна фирма не может ни доверять другой, ни ожидать, что ее конкурент назначит более высокую цену. Большинство фирм устанавливают разные объемы производства и цены по нескольку раз, постоянно наблюдая за поведением своих конкурентов и принимая соответствую щее решение. В итоге иногда преобладают олигопольная координация и сотрудничество. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей. Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами — игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем которой является модель дуополии по Курно. Жесткость цен является основой модели «изогнутой кривой спроса» (или «ломаной кривой спроса»). В соответствии с этой моделью фирма сталкивается с кривой спроса, изогнутой в точке преобладающей цены Р1 (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Модель «ломаной кривой спроса»
При ценах выше Р1 кривая спроса очень эластична, так как фирма полагает, что, если она поднимет цену выше Р1, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть своей доли на рынке. Но если фирма снизит цену ниже Р1, остальные фирмы последуют за ней, так как не захотят терять своей доли на рынке, и поэтому сбыт расширяется только до тех пор, пока более низкая рыночная цена увеличивает совокупный рыночный спрос. Так как кривая спроса фирмы изогнута, ее кривая предельного дохода прерывается. Нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой спроса. В итоге издержки фирмы могут меняться, не вызывая изменения цен. Как показано на рисунке 9.7, предельные издержки могут возрасти, но будут все равно равны предельному доходу при том же уровне объема производства, и поэтому цена останется той же. Рыночная власть позволяет фирмам в условиях несовершенной конкуренции продавать один и тот же товар разным покупателям по разным ценам. Такая практика называется ценовой дискриминацией.
|