Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Предмет и структура медиаэтики.






Этику средств массовой информациипредварительно можно определить как такую дисциплину, которая 1) исследует взаимосвязь между медийным выражением и человеческим поведением и 2) рассматривает поведение человека, обусловленное средствами массовой информации, в свете его ответственности.

С одной стороны, этика средств массовой информации является частью информационной этики, которая сконцентрирована на определенных аспектах информационной сферы. Но с другой стороны можно сказать, что информационная этика является частью этики СМИ, которая также ориентирована на информационные процессы в обществе. Между информационной этикой и этикой средств массовой информации не существует подчинения или главенства. Этика средств массовой информации сконцентрирована на вопросах, которые касаются отношений систем носителей, их организаторов, их пользователей и информации, причем в центре внимания находится, прежде всего, обусловленное носителями формирование информации. Это, в сущности, ничто иное, как определенное смещение акцентов внутри одной и той же медийной дисциплины, для которой информационная этика и этика средств массовой информации являются двумя сторонами одного и того же предмета.

В плане профессионального приложения медиаэтика охватывает в основном пять различных сфер:

1. Журналистская этика, занимающаяся информационным обеспечением общества; в широком смысле к этой сфере принадлежат также редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающими работу журналистов или редакций.

2. Информационная этика. С одной стороны, это профессиональная этика специалистов, занятых в сфере информационных средств - библиотекарей, документалистов и информационных менеджеров, которые ежедневно на практике должны принимать, сохранять и передавать информацию. С другой стороны, это этика информационных техников-программистов, специалистов по информатике, компьютерных ученых и всех тех, кто занимается техническим обеспечением работы средств массовой информации.

3. Экономическая этика информационных средств, т.е. этика всех тех, кто может располагать оборудованием информационных средств. Это издатели и производители программных продуктов, директора программ, заведующие радиовещанием, также политики и аналитики информационных средств, наблюдающие за их насыщением и спросом, или выдающие установленные предписания для информационных средств.

4. Научная этика, поскольку ученые постоянно занимаются сбором, обработкой и применением информации, они должны учитывать авторство, грамотно защищать, сопоставлять, критически проверять, оценивать и отбирать информацию.

5. Педагогическая этика, в той мере, в какой педагоги вынуждены прибегать к использованию продуктов информационных средств; в широком смысле она даже может быть понята как искусство средств массовой информации. Профессиональная педагогическая этика непосредственно связана с обращением к информационным средствам.

Таким образом, этика средств массовой информации отражает поведенческие диспозиции в следующих сферах: библиотечное дело и журналистика, информационные науки и педагогика информационных средств, наука об информационных средствах и коммуникации, а также публицистика, литературоведение и культурология, также как и те дисциплины, задачей которых является практическая организация и использование информационных средств. Помимо различных технических дисциплин сюда относятся также профессии из области искусства. В рамках данной темы главное внимание будет уделено двум наиболее значимым видам медиаэтики: информационной этике и журналистской этике. В следующих главах мы коснемся также проблем медиаэтики в науке, искусстве и педагогике.

Тема 4. Информационные добродетели журналистской этики:

а) добродетель ограничения (упущения) информации;

б) добродетель задержки информации;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал