Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анонимной аморальности?






Острота конфликтов и дилемм медиаэтики, как свидетельство формирования новой моральной реальности, стоящей «по ту сторону добра и зла», с особой силой заявляет о себе в области Интернета. Право на свободный доступ к информации и свободное выражение мнений (право на информационную свободу) приходит здесь в резкое столкновение с правом на защиту общества от тоталитарной информации (насилия, порнографии и т.п.) отдельных категорий граждан, прежде всего, несовершеннолетних. Как возможно юридическое регулирование данных прав, учитывая медийную специфику Интернета? Если, к примеру, можно запретить подросткам вход в порномагазины и кинотеатры, в которых демонстрируются перегруженные сценами насилия фильмы, то следует ли им также запретить вести поиски в Интернете? Однако современная образовательная политика, напротив, направлена на то, чтобы оснастить школы компьютерами и активно приучать школьников к пользованию Интернетом. Значит ли это, что необходимо ограничивать выход в Интернет или делать его выборочным, блокируя запрещенные сайты? Решение этого вопроса упирается, прежде всего, в правовую оценку медийного статуса Интернета. С одной стороны, Интернет является информационным средством, допускающим прямую коммуникацию, подобно телефонной связи. И в этом смысле он целиком подпадает под защиту частной сферы. Но, с другой стороны, он является средством, которое обращается к анонимной общественности и делает анонимные предложения, что придает ему функцию радио (в плане общественного воздействия и общественного резонанса); а это предполагает уже правовую ответственность за нарушение общественного порядка и оскорбление общественной нравственности. Возможно ли техническое и этико-правовое решение данной дилеммы? В своей работе «Медиаэтика в эпоху Интернета» М.Зандботе попытался определить этико-правовые нормы общения в Интернете. По его мнению, невозможно навязать Интернету этические нормы извне, со стороны общества, не втянутого на массовом уровне в мировую паутину. Эти нормы можно вывести только изнутри, на основе уже сложившихся прагматических правил поведения, которые с недавних пор получили название «нетикета». Задача состоит в том, чтобы осмысленно применять и заново интерпретировать для данной ситуации уже существующие законы и формы общения. С одной стороны необходимо найти компромисс среди правил, которые регулируют наше общение друг с другом в реальной жизни, а с другой – необходимо принимать во внимание правила общения и нормы отношений, которые постепенно складывались в виртуальных сообществах Интернета. Задача состоит не в том, чтобы изобрести этику Интернета, а в том, чтобы развить эту этику путем интерпретации существующих форм общения в Интернете и ее переплетения с «миром offline». Не требуется радикальных запретных мер, чтобы решить данную задачу. Согласно М.Зандботе, основываясь на философии прагматизма, которая проводит постепенную дифференциацию между моралью и благоразумием, пользователь должен полагаться на самоконтроль информационного средства и на имеющиеся в сети прецеденты санкционирования тех или иных информационных инноваций. Основное моральное требование состоит в том, чтобы не навлекать на себя гнев Интернет-сообщества и не оказаться объектом уголовного преследования в результате информационных акций, заслуживающих штрафа в сети. Действуя по правилам Интернет-сообщества, каждый может оптимально реализовать как право на свободное выражение мнения, так и право получать информацию из общедоступных источников. Здесь получает свое полное развитие основное право информационной свободы, которое гарантирует информирование не только из источников, но в первую очередь информирование на основе источника. Все это позволяет заключить, что в Интернете формируется новая медийная действительность, в которой, по словам М.Зандботе, многообразие уже существующих законов, нормативных регуляций, стандартов и способов действий сплетаются в новую трансгеографическую и сверхнациональную форму жизни /См.: Этика СМИ. С. 192/.

Одним из характерных примеров этико-правовой регуляции пользования Интернетом может служить следующий свод правил:

Тема 5. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРНЕТА / https://www. up.com.au/~pete/ere.html/.

Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Этот документ не преследует цели стать актом законодательства; он создан с целью оценки законодательств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал