Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Категории текста
Назовем важнейшие текстовые категории, с помощью которых реализуется общение и без которых «связный знаковый комплекс» не может быть назван высказыванием, не может стать единицей общения. Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация, т.е. «соотношения смыслов и сообщений, дающее новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста» (И.Р.Гальперин). Обычно выделяются следующие типы информации, содержащейся в тексте: содержательно - фактуальная (СФИ), содержательно - концептуальная (СКИ), содержательно - подтекстовая (СПИ). Содержательно- фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах. Содержательно - концептуальная - раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями. Это замысел автора и его содержательная интерпретация. Содержательно - подтекстовая информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий. Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность). Очевидно, что все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста. Это особые виды связи, обеспечивающие логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий. Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребления времен), что соотносится в какой - то степени с категорией последовательности, которая выражается в способах сочетания предложений в тексте: употребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов. Тексту, кроме того, присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная цельность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания, укрепить «текстовую память», возвратить адресата к предыдущему, напомнить ему о сказанном, «обращаясь к его знанию мира» (Е.И.Шендельс). Система функциональных стилей русского литературного языка, их классификация. Цель, сфера функционирования, внеязыковые и языковые особенности, жанры научного, официально-делового и публицистического стилей. Существование стилей в языке и речи обеспечивается прежде всего наличием синонимических средств в области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса, что дает возможность по - разному передавать примерно одинаковое содержание высказывания, а также выражать 9если это необходимо) то или иное отношение к этому содержанию. Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий: 1. особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения); 2. функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать). Как правило, выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенном порядке. 1. сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога, цель общения - непринужденный разговор, беседы на бытовые темы); 2. cеры учебной и научной деятельности (общение реализуется, как правило, в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме); 3. сфера делового общения (общение реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера); 4. сфера публицистической деятельности (общение реализуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирования общественного мнений и сознания). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные стили: разговорный, научный, официально - деловой, публицистический, каждый из них характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в отборе языковых средств. Выделяют также и стиль художественной литературы (художественный). Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга. Рассмотри более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи. При характеристики каждого из них постараемся ответить на следующие вопросы: 1. где используется данный стиль? (сфера деятельности); 2. с какой целью он используется? (основные функции); 3. каковы его основные признаки? (стилевые черты); 4. каковы его языковые особенности? (особенности употребления средств языка).
|