![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. 1. Типы структурно-языковых норм литературного языка, их характеристика.
Вопросы темы: 1. Типы структурно-языковых норм литературного языка, их характеристика. 2. Типы коммуникативных норм русского языка, их характеристика. 3. Речевой этикет. Основные нормы речевого этикета. 4. Этикетная ситуация. Основные группы и формулы речевого этикета. 5. Служебный (деловой) речевой этикет. Этикет разговора по телефону. 6. Правила выбора языковых средств в зависимости от ситуации общения. 7. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи. Относительно всех видов норм, в том числе и коммуникативных, важно определить место и роль этических норм. Этикет предписывает как вербальное, так и невербальное поведение в стандартных типовых ситуациях общения. При этом основное внимание уделяется началу и концу общения, а также типовым этикетным жанрам - просьбы, отказа или согласия в ответ на просьбу, извинения, соболезнования и др. Этикетные нормы являются конкретным воплощением всех трех видов норм, соединяя их воедино. При этом речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы. Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т.д. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами и этикетным поведением. Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации. В настоящее время явление речевого этикета рассматривается в широком и узком понимании смысла этого термина. «В узком смысле речевой этикет - это сумма ситуативно - тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником… В широком смысле речевой этикет - социально заданные и национально - специфичные регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. Именно здесь образуется механизм социальной регуляции коммуникативных взаимодействий адресата и адресанта по линиям: свой/чужой, знакомый/незнакомый, близкий/далекий, младший/старший и т.д.» (Н.И.Формановская). Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значения побуждения (просьба, совет, предложения, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условия установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.
|