Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. 1. Национальный русский язык
Вопросы темы: 1. Национальный русский язык. Формы его существования. 2. Литературный язык как высшая форма национального языка и как основа культуры речи. Признаки и сферы функционирования литературного языка. 3. Качество хорошей литературной речи. 4. Устная и письменная формы литературного языка, их отличительные особенности. 5. Разговорная и книжная разновидности литературного языка, их характерные признаки. 6. Понятие нормы, признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. 7. Императивная норма. Диспозитивная норма. Вариант нормы. Соотношение нормы и варианта. 8. Структурно-языковые нормы. Коммуникативные нормы. Нормы речевого этикета. 9. Понятие речевой ошибки. Типы речевых ошибок. Методика и техника их исправления. 10. Типы лингвистических словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Национальный русский язык. Формы его существования. Литературный язык каа высшая форма национального языка и как основа культуры речи. Признаки и сферы функционирования литературного языка. Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Обычно виды речевой деятельности вычленяются в зависимости от характера психофизиологической деятельности человека, связанной с созданием и восприятием текстов (высказываний). Продуктивные виды речевой деятельности - говорение и письмо - предполагают создание текстов (высказываний) в устной (говорение) и письменной форме (письмо). Рецептивные виды речевой деятельности связаны с восприятием и осмыслением устных (слушание) и письменных (чтение) текстов. Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно. 1. Побудительно - мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности, что связано с характером общения, с особенностями речевой и коммуникативной ситуации, в которой оказался человек. На этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и цели (зачем говорить? зачем читать?) речевого действия. 2. Ориентировочный этап является, пожалуй, одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания. На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор класса (характера) речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания. В связи с этим возникает общий замысел будущего высказывания. Вербальная обработка высказывания на этом этапе носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень. 3. Исполнительский этап речевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный процесс создания и восприятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками - говорение - или кодирование письменными знаками - письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание. При восприятии текста (слушание, чтение) происходит его декодирование 9дешифровка), что проявляется в умении читающего и слушающего перевести воспринятый текст 2 на свои слова» (Н.И.Жинкин) и соотнести его смысл с реальной ситуацией, с действительностью. 4. На этапе контроля необходимо ответить на вопрос: достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?
|