Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. Социализация личности
1. Личность и общество. Теории развития личности. 2. Цель и смысл жизни человека. 3. Социализация личности: смысл термина и назначение. Агенты и институты социализации. 4. Социальные роли и личность.
1. Личность и общество. Теории развития личности. Если представить общество как живой организм, то его простейшей «клеточкой» является человек. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что человек представляет собой достаточно сложное и порой загадочное образование, поведение которого не всегда соответствует элементарным нормам, отличается непредсказуемостью. Начиная с промышленной революции и эпохи Просвещения, возник интерес к исследованию человеческого поведения. Появились научные дисциплины – экономика, социология, психология, антропология, которые сформировали сферу социальных и гуманитарных наук, или наук о человеке. С переменным успехом науки о человеке применяют разнообразные научные методы для объяснения поступков человека. Экономика пытается открыть законы, которые управляют процессами ценообразования, стоимости и рынка, роста национального богатства. Антропология стремится систематизировать разнообразный мир культур, языков, социальных институтов, а социология пытается соотнести эти структуры с индивидуальным поведением. Самая молодая из наук о человеке - психология – исследует человеческий разум. Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности. Если же речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социальной слоя или класса, данной социальной группы, то употребляется термин «индивид». Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Это понятие употребляется и в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители выборочной совокупности, которые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Для более полного понимания личности необходимо рассмотреть характер ее взаимодействия с окружающей средой. Говоря об окружающей среде, мы имеем ввиду среду социальную, а именно тех людей, среди которых человек вращается, от которых зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется или которые ориентируются на него. Социальная среда – это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, школа, семья и т.д.). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества - это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Вопрос о факторах развития человека является дискуссионным до настоящего времени. Сторонники биологизаторского подхода сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д. Поведение человека, по их мнению, обусловлено его инстинктами. Представители данного подхода – Герберт Спенсер, Зигмунд Фрейд, Чезаре Ломброзо, Уильям Шелдон. Существенным недостатком биологических теорий в объяснении природы человека является односторонность, игнорирование культурного начала в поведении личности. Прямо противоположный подход к человеку, который развивают социологические концепции, состоит в признании несущественными биологические механизмы его жизнедеятельности. Так, марксизм рассматривал личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения. Сторонники ролевой теории личности (Дж. Мид, М. Кун, Т.Парсонс, Р. Дарендорф) понимают личность как «актера», играющего различные роли применительно к конкретной ситуации. Общество предписывает личности определенный стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе. Истина, как правило, находится посередине. Нельзя игнорировать биологические основы жизнедеятельности человека, но неразумно пренебрегать и значением социального начала. Иначе говоря, природа человека двойственна. Особая роль биологических механизмов в жизнедеятельности человека наиболее проявляется в феномене наследственности, которая обеспечивает возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей. Однако решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования, культура общества. Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передается социальный опыт человечества, усваивается его культура, происходит самооценка и самопознание личности. 2. Цель и смысл жизни человека. Вопрос о цели и смысле жизни относится к вечным, он возник с незапамятных времен и до сих пор будоражит умы человечества. Дело в том, что поведение человека целерационально и обусловлено теми ценностями, идеалами, которые составляют содержание его нравственно – духовной сущности. Своим действиям и поступкам других людей индивид придает определенные смыслы, благодаря чему может взаимодействовать с ними. Вопрос о том, зачем и для чего человек живет, находил самые разные ответы в науке. Представители теологии (религиозной философии) смысл земной жизни человека усматривали в подготовке к загробной жизни путем веры в Бога, в его постижение. Аврелий Августин (354 – 430) считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения. Против подобной традиции выступил известный средневековый богослов Фома Аквинский (1225 – 1274). По его мнению, вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов. Главным аргументом, доказывающим существование Бога, для Ф. Аквинского была необходимость существования «первопричины» сотворения мира. Эпоха Возрождения (XIX-XXI вв.) пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Теперь счастье и блаженство достижимо не в загробной жизни, а в рациональном познании окружающего мира. Эпоха Возрождения взрастила индивидуализм как мировоззрение, согласно которому человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл состоит в получении удовольствия. Эпоха Просвещения (XXIII – XIX в.) во многом развивала гуманистические идеи Возрождения. Немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели, ибо человек «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Однако достигать своего счастья человек может лишь в соответствии с универсальными моральными законами. И. Кант считал, что действие является моральным, если ему можно придать всеобщий характер. По его мнению, люди совершают нравственные поступки рационально, согласуя их с «категорическими императивом» (моральным законом). Его смысл состоит в том, что необходимо «всегда относиться ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не видеть в ней лишь средство». И. Кант настаивал на том, что человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья. В Х1Х веке английские философы И. Бентам и Д. Стюарт Милль разработали этическую теорию, известную как утилитаризм. Согласно ей, цель и смысл жизни определялись «как можно больше счастья как можно большему числу людей». И. Бентам предложил принцип «расчета счастья», который выводился из соотношения удовольствия и страдания. На основе данного принципа он предлагал разрабатывать законы в государстве. Д. Милль разделил все удовольствия на высшие и низшие. При этом Д. Милль отдавал предпочтение высшим, поскольку это интеллектуальные удовольствия, а низшие – плотские. «Лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенным дураком». – замечал философ. В отличие от западных концепций, русская философская мысль видела цель жизни в духовном совершенствовании человека, а смысл – в любви к людям. От поиска глобального смысла и цели жизни наука в лице экзистенциализма в середине ХХ века переходит к обоснованию необходимости выработки субъективной цели, основанной на индивидуальном опыте. Поскольку Бога нет, замечал Ж.П. Сартр, каждый индивид сам для себя определяет цель и смысл жизни. Он заключается в существовании, т.е. выборе каждым своего бытия и несении ответственности за выбор своего будущего, поскольку подлинные поступки являются выражением свободы. 3. Социализация личности: смысл термина и назначение. Агенты и институты социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе. В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится. Американский социолог Чарльз Кули полагал, что осознание человеком своего «Я», которое он назвал «Зеркальное Я», складывается из трех компонентов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (например, «я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»); 2) того, как они реагируют на то, что видят (например, «они видят мою одежду и она им нравится»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»). Социализация как процесс усвоения культурных ценностей и освоения социальных ролей осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей. Иначе говоря, происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития. В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация, то есть превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила и убеждения. В связи с этим невозможны не только, но и самопознание изолированного индивида, подобно Маугли или Робинзону Крузо. Их именуют феральными людьми, то есть не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми (семьей, близкими, социальной группой). Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своего социального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и завершается смертью. Человек на протяжении своей жизни выполняет значительное число социальных ролей, освоение которых вызвано к жизни конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям. Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:
б. учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (например, школа, вуз и т.д.). По характеру воздействия агентов социализации(прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т.д. Агентами вторичной социализации выступают администрации школ, вузов, предприятий, институтов государства: армия, полиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т.д. Иногда мы можем наблюдать мальчика, который играет в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшего работу. Все это – случаи неудавшейся социализации, вызванные нарушениями в ее процессе. Одной из причин подобных нарушений является деривация, то есть отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психическое здоровье и познавательные способности ребенка. Последствиями нарушений социализации могут выступать психические отклонения, например, шизофрения, различные виды беспокойств (фобии), деградация личности, маргинализация, преступность. Особенно остро они проявляются в экстремальных ситуациях. 4. Социальные роли и личность. Термин «структура» в переводе с лат. Означает строение, расположение, порядок. В общем смысле социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, придающих обществу устойчивость, стабильность и отличающих его от других явлений. Составными элементами общества как целостности являются индивиды, социальные связи и действия, социальные отношения, социальные институты и организации, социальные нормы и ценности и т.д. Каждый из названных элементов находится в определенной взаимосвязи с другими. Благодаря социальной структуре хаотичная на первый взгляд совокупность индивидов и групп приобретает качественную определенность. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы, социальные роли, социальные институты, социальные общности, социальные нормы и ценности, социальные взаимодействия, социальное действие, социальные отношения. Самой элементарной клеточкой социальной структуры являются социальные статусы и социальные роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание социальной структуры конкретного общества. Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определенными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями. Статус «врача» имеет смысл только по отношению к статусу «больного», но не «ученика», «президента» и т.д. Врач и больной вступают в социальные отношения как носители социальных статусов: врач обязан лечить больного, а больной обязан выполнять рекомендации врача для того, чтобы выздороветь. Следовательно, каждой социальной позиции соответствуют определенные права и обязанности. Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям других статусов. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей. Обязанности строго регламентированы, они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны, так что одно предполагает другое. Каждый человек занимает несколько позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Таким образом, он обладает несколькими статусами. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, составляет статусный набор. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе. Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Прирожденный статус – это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения. (пол, национальность, раса). Приписываемый статус – это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано таковым обществом или группой. Приписываемый статус очень часто напоминает прирожденный, однако имеет отличия, главное из которых состоит в том, что приписываемый статус является социально приобретенным. Достигаемый статус – это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению. Достигаемый статус строго находится под контролем человека и не связан с фактом его рождения. В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности носителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя и т.д.). В общественном мнении вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества, в этом случае она называется межгрупповой; и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг». Социальная роль – это ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом. Она представляет собой модель, стандарт поведения, ориентированный на конкретный статус. Если статус – это совокупность прав, привилегий и обязанностей, то роль – это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. Статусные права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. В совокупности статусные права, обязанности, символы и роль составляют статусный имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Каждый статус включает множество ролей. Совокупность всех ролей, закрепленных за одним статусом, называется ролевым набором. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и формирует свой тип социальных отношений. Самая общая характеристика современного постсоветского общества – это ценностная и практическая переориентация. Постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая – усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание («каждый сам за себя»). Вторая – усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных. Третья- усиление стихийного процесса социального сравнения, в результате чего возникают особенно агрессивные типы поведения. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственного положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслуженное улучшение положения других. Стремительно изменившаяся ситуация ставит перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обладая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность к построению альтернатив жизненного выбора и готовность к наибольшему числу вариантов развития событий, когнитивный плюрализм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабильность прежней системы и породила те социальные деформации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
|