Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Социология хозяйственной организации






Цель: показать социологические подходы к анализу хозяйствующей организации

План лекции

  1. Социальная сущность, цели и функции хозяйствующей организации
  2. Социологический портрет хозяйствующей организации
  3. Организационная культура
  4. Модели построения внутрифирменных отношений

Используемая литература:

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972

3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995

4. Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М., 1983

5. Смелзер Н. Социология. –М., 1998.

6. Удальцова М. Социология управления. М.-

Экономическая деятельность всегда тем или иным образом организуется и институционализируется, а не выступает в виде хаотически реализуемых поступков людей, то целесообразно определить направленность изучения социальных явлений и процессов в этой области. Поэтому мы рассмотрим организацию как социальную систему, активно взаимодействующую с социальной средой.

Понятие социальной организации может относиться к трем различающимся между собой феноменам. Во-первых, оно может подразумевать искусственное объединение институционального характера, предназначенное для выполнения какой-либо опреде­ленной функции. В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус (например, орган власти, ассоциация, предприятие и т. п.). Именно это понимание социальной организации с точки зрения уровня формирования и функциони­рования социальных отношений имеет для нас особое значение, так как определяющим признаком здесь является цель. В данном случае организация выступает как целевой объект, как целевая общность, в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей и, наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение целей общих. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения), во втором – возникают различные общественные организации (ассоциации). Коллективное целедостижение, в свою очередь, вызывает необходимость иерархии в управлении.

Во-вторых, понятие «организация» может совпадать с понятием «управление», хотя, конечно, не исчерпывает его. В данном случае «социальная организация» означаетдеятельность по распределению функций, координации и т. п., т. е. процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий фигуры организатора и организуемых.

В-третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта, т. е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.

Поскольку речь идет не просто об организации, а осоциальной Организации, важно определять именно социальные свойства ее. К их числу, например, относятся: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и др. Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая в себя социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности-конфликтности и т.д.

Итак, анализ социальной организации должен включать в себя все перечисленные выше аспекты. Более того, любые ее элементы, процессы, проблемы должны быть рассмотрены в каждом из этих измерений. Так, индивид в организации одновременно выступает и как работник, и как личность, и как элемент системы.

Любое же подразделение организации есть функциональная единица, малая или большая социальная группа и подсистема.

Подобный подход к социальной организации и ее элементам во многом предопределен тем, что она является одним из наиболее развитых видов социальной системы, в котором элементами являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и социальное взаимодействие.

2. Реализация организационных целей предполагает управляющее воздействие орудиями труда на различные свойства предмета труда. Понимая всю относительность аналогии понятий технологии в управлении производством в целом и людьми, все же попытаемся подойти к содержанию технологии применительно к управлению через гуманитарные средства воздействия на человека как главный ресурс с целью роста результативности деятельности организации в целом. Выделяются три главные области развития человеческого потенциала: организация, социальные группы, отдельные работники

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал