Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 10. Социология рынков
Цель: раскрыть социально-экономическое понимание рынка
Используемая литература: 1. Дорин А.В. Экономическая социология. –Минск, 1997 2. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001 3. Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000 4. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. –М., 1998 5. Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003 1. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок. Самое упрощенное определение рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.), где в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. А английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесно-ту» взаимосвязей между продавцами и покупа-телями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: - отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; - обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; - процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; - кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; - процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в странах бывшего СССР существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы. В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся: 1. Реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях. 2. Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе».. 3. Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок. Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, недопускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Хозяйственная деятельность как экономический процесс – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса). К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической социологии, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения. Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены. Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности. В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко – некоммерческие организации. К объектам рынка относятся товары и деньги. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром). Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Деньги – специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях: Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях. Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса. Также к важнейшим функциям относятся:
Хотя и рыночная экономика и многопризначное понятие, главный её признак всё же можно выделить. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как с самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. В рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности». Следствием принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм хозяйственной деятельности является принцип всеобщности. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. В любой экономики её активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это весьма разномасштабные и разноправные субъекты и было бы неправомерно предоставлять одни и те же права индивидуалу и государственной экономике. Ведь индивидуальные и общегосударственные интересы не уравновешиваются. Но если подойти к пониманию экономического субъекта с другой стороны, то разговор о равноправии становится необходимым, обоснованным. Сравним права предприятий, организаций с государственной, коллективной, кооперативной, акционерной, арендной, групповой, семейной, личной (частной) собственностью на средства производства. Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии. Плюрализм форм собственности в рыночной экономики, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе. В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства. Наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже насаждается извне. С помощью специальных управляющих воздействий. Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций. Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя категориями. Прежде всего, это постоянно действующие ограничители не позволяющим рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимой ставкой налогообложения. Наряду с ограничителями применяется сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных. Однако уровень социальной защищенности в рыночной экономике поддерживается таким, чтобы одна не оказывала отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству. Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства). Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения. Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления. Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт постсоциалистических стран. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики. Методические указания по курсу «Социология»
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов общих представлений о социологии как науке, о взаимоотношениях личности и общества, изучение проблем общественного мнения. 1.1. Задачи изучения дисциплины: Задачами изучения дисциплины является обеспечение условий для усвоения студентами знаний основ социологии, усвоение методики и техники проведения социологических исследований, формирование у студентов умений и навыков анализировать общественные процессы, определять место и роль личности в современном обществе. 2. Значение курса: Значение курса определяется ее ведущей ролью в становлении и раскрытии творческого потенциала профессионально – ориентированной личности. Обязанности студентов: Внимательно изучать предлагаемый учебный материал, уметь соотносить теоретические данные с реальными практическими разработками, излагать собственную точку зрения. Студенту необходимо знать основные закономерности общественных процессов, социализации личности, особенности межличностных отношений. 2. Методические рекомендации к глоссарию:
3. Методические рекомендации по изучению курса «Социология» Профессиональное становление специалиста является усвоение обучающимся соответствующей совокупности знаний, умений и навыков. Как свидетельствуют научные данные и опыт подготовки специалистов, умения и навыки приобретаются значительно медленнее, чем знания. Основная задача учебно-методического комплекса по истории Казахстана направлен на то, чтобы научить обучающихся приложению теоретических знаний к практическим заданиям. Наиболее эффективным и продуктивным представляется путь — проработка (причем неоднократная, как минимум два-три раза) учебного материала, осмысливание и запоминание, что предполагает наложение на процесс изучения курса индивидуальных особенностей обучающегося, таких как возможное чтение вслух, подчеркивание, заметки на полях, вкладки с пометками, ведение карточек по читаемому материалу, ведение картотеки литературы по соответствующей теме и т. п. Если учебника оказывается недостаточно (в силу его лаконичности, кажущейся или действительной неясности мысли, ошибочности и т. д.), необходимо воспользоваться иной литературой — из дополнительного списка литературы, а также из личной картотеки. Каждая тема настоящего учебно - методического комплекса содержит вопросы, которые раскрывают ее содержание, определяют объем и дают общее представление об исторических процессах и фактах. Программа предусматривает по каждой теме литературу, рекомендуемую для изучения. УМКД позволяет студенту самостоятельно изучить основной учебный материал посредством ознакомления с конспектами лекций, снабженных методическими рекомендациями по закреплению полученных знаний. Учебно- методический комплекс включает в себя такие структурные части как, силлабус по дисциплине, краткий курс лекций в соответствии с содержание дисциплины, задания для самостоятельной работы, предусматриваются сценарии дискуссий и диспутов, намечены варианты работы над проблемными вопросами, написание докладов и.т.д. Наличие глоссария по всему курсу облегчит усвоение новых терминов и понятий. Курс лекций является кратким, и на занятиях возможно использование преподавателем новых данных и положений. На семинарских занятиях студенту предлагается усвоить полученные в ходе исследования знания путем выполнения методических рекомендаций. Предложенный список литературы является далеко не полным и может корректироваться как преподавателем в ходе работы над конкретной темой, так и студентами. Задания для самостоятельной работы учащихся включают в себя самые разные задачи - ответы на поставленные вопросы, составление эссе или другой письменной работы, составление таблиц. Методические рекомендации студентам: Изучение учебной дисциплины «история Казахстана» может быть успешным лишь при условии систематической работы студентов в течение всего учебного года. Несистематичность изучения учебных материалов, невыполнение рекомендованных заданий снизит возможность изучения данной дисциплины, приведет к пробелам в знаниях. Изучение курса должно быть активным, а не пассивным. Выполнение домашних заданий должно занимать не менее 2-3 часов в неделю. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графика консультаций. Учебник необходимо читать в течение всего периода изучения курса, а не только при выполнении заданий. Необходимо готовиться к каждому занятию. Успех изучения курса во многом зависит от Вашего участия в работе как в аудитории, так и вне ее. Экзамен будет направлен на проверку Ваших теоретических знаний и на оценку Ваших возможностей применять их на практике. На экзамене Вы будете отвечать на вопросы в устной форме. Итоговый экзамен обязателен для всех и будет основан на пройденном материале. До начала каждой лекции будет роздан материал, где отражены основные моменты темы. Пожалуйста, прочтите данный материал до начала занятий. После лекций обязательно прочтение всего заданного материала из основного учебника, указанного в конспекте лекций. При выполнении заданий Вы не должны: - заниматься плагиатом; - позволять другим делать за Вас работу; - пытаться сдать работу в не установленные сроки; - не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д. Мы ожидаем, что Ваше отношение к курсу и поведение будут соответствовать Кодексу чести студента ВУЗа. Для успешного усвоения курса необходимо: - прочитать и усвоить лекционные, семинарские занятия; - своевременно и в полном объеме выполнять задания для самостоятельной работы (выполнять рекомендации преподавателя, изучать предложенный материал); -изучать рекомендованную литературу, работать с первоисточниками.
Студент имеет право: - на получение знаний, соответствующих уровню КазГЮУ; - на объективную оценку знаний (объективность оценки при выполнении самостоятельной работы); - корректное отношение со стороны преподавателя; - получение квалифицированных знаний. Методические рекомендации преподавателю: Цели лекционных, семинарских и иных видов занятий: - научить студентов творчески мыслить, рассуждать и дискутировать по историческим проблемам. Задачилекционных, семинарских и иных видов занятий: - закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и приобретенных в процессе самостоятельной работы с литературой и материалами семинарских занятий - формирование у студентов умений и навыков работы с научной литературой и специальными документами, анализа различных источников знаний; - выявление уровня усвоения материала и оценки полученных знаний по изученным вопросам. - выработать у студентов научное мировоззрение по вопросам о месте и роли социологии
|