Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий
Аутосуггестия (от греческого autos - сам и латинского suggestion - внушение) - суггестия, внушение, производимое человеком на самого себя. Предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда. Активация (от латинского actives - деятельный) - состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Актуализация - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из памяти для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведением. Апатия (от греческого apathies- бесчувственность) - состояние полного безразличия, равнодушия. Болезненное состояние, характеризующееся снижением психической активности, безразличием, отсутствием интереса к окружающему, равнодушием, безволием. Аттракция (от латинского tetramer - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и проявляется как особая социальная установка на другого человека. Аутогенный (исп.Auto + …генный) - возникающий под влиянием самовнушения в организме человека процесс. Аффект (от латинского affectus - душевное волнение) - относительно кратковременное, сильное и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние и т.п. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний: крик, плач и т.п. Возникает в ответ на уже происшедшее событие. В основе его лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностью их выполнить. Аффективный - относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия; связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями. Аффилиация (от английского to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. Бессознательное - 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступает как предмет специальной рефлексии и составляет нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. Бессознательное высшее (сверхсознание)- высшие чувства и способности, интуиция вдохновение. Бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр. Бессознательное социальное - бессознательное, свойственное большинству людей, - вытесненные элементы, содержанием которых является то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий. Бихевиоральная терапия (Behavior therapy) - набор терапевтических методик для измерения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения. Визуализация - представление образов объектов, событий или явлений, осуществляемое субъектом в состоянии измененного сознания. Возбуждение травматическое - по З. Фрейду, внешние возбуждения (внешние травмы), достаточно сильные, чтобы поломать защиту от раздражения и переполнить психический аппарат большим количеством раздражений, травмирующее действующих на психику. Вторичное подкрепление - любой стимул, приобретающий подкрепляющие свойства посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением в прошлом научающем опыте организма; также известно как условное подкрепление. Вымещение - специфическая форма проекции - бессознательная переориентация импульса или чувства на более доступный объект. Вытеснение (подавление, репрессия) - один из видов психологической защиты - процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр. По З.Фрейду, процесс и механизм, сущность которых - удаление и отстранение от сознания какого-либо содержания, а также недопущение влечения до сознания. Вытеснение считается самым примитивным средством защиты. Гештальт (от немецкого Gestalt - целостная форма, образ, структура) - функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Группа диффузная - общность, в которой нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства и нет деятельности совместной, способной опосредовать отношения ее участников. Группа референтная - группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Депрессия (от латинского depression - подавление) - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Депривация сенсорная - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. Деструкция - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Защита психическая - совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. Особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как о соответствующем некому идеалу. Защита психологическая - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция З.П. - отражение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Защитные механизмы психические (Defense mechanism) - неосознанные реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго-защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека. Здоровье психическое - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Идеальное «Я» (Ideal Self) - представление человека о том, каким бы он хотел быть. Интенция (интенциональность) (от латинского intention - стремление) - устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект. Интроекция (от латинского intro - внутрь и jacio - кладу) - полное включение индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он вовсе не различает собственные и несобственные представления. Интроспекция (introspecto - смотрю внутрь) - метод самонаблюдения, изучения психики Я, ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Кинесфера - пространство вокруг тела, граница которого определяется максимальной амплитудой движений. Компенсация (от латинского competens - соответствующий, способный) - попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков. Лабильность (от латинского labilis - скользящий, неустойчивый) - максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажения. Медитация (от латинского meditatio - размышление) - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. Прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. МЭОСК - методика эмоционально-образной саморегуляции (автор Ковалев В.Н.), направлена на формирование условного позитивного динамического стереотипа у человека, относится к методам аутогенной тренировки (высшая ступень) комплекса АТ - 3. Напряженность психическая - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий. Сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. В отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Невротизация - возбуждение (вызывание) нервного состояния; возникновение невроза. Невротизм - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Образ себя (Self-image) - в теории Олпорта разнообразие ролей, которые человек играет для достижения признания другими и формирования у них представления о том, кто он и что собой представляет. Отреагирование - процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка, связанная с травмирующим событием. Перенос - влияние ранее сформированного стереотипного действия (навыка) на овладение новым действием, новые отношения. Обнаруживается в том. Что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Пессимизм (от латинского pessimus - наихудший) - мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое. Подавление - своеобразное состояние и процесс, характеризующийся особыми психическими условиями, в силу которых часть душевных переживаний сновидений не может быть осознана. Проекция (от латинского projectus - брошенный вперед) - защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания. Психотерапия рациональная - метод и методик психотерапии, использующие логическое убеждение как основное средство воздействия на мир представлений клиента. Ребефинг - метод достижения измененного состояния сознания посредством интенсивного дыхания и «отключения» сознания под действием специальной музыки. Рефрейминг ( переструктурирование) - психотерапевтическая техника, которая заключается в том, чтобы идентифицировать, подвергнуть сомнению и активно заменить иррациональные суждения. Регрессия (от латинского regressus - возвращение, движение назад) - защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную. Релаксация (от латинского relaxation - уменьшение напряжения, ослабление) - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рефлексия (от латинского reflexio - отражение) - 1) размышление, полное сомнений, противоречий. Анализ собственного психического состояния; 2) как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самовнушение (аутосуггестия) - процесс и результат внушения, направленного на самого себя адресованный самому себе, когда субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Самообладание - способность осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. Самоподкрепление - процесс, в котором люди улучшают и сохраняют свое собственное поведение, поощряя себя и имея над этими поощрениями какой-то контроль. Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Самосознание - как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Самосознание определяется как образ себя и отношение к себе. Сенсибилизация (от латинского sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности нервных центов под влиянием действия раздражителя. Симптом - характерные проявления, признаки психических или органических нарушений и заболеваний. Синдром - определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения. Соматический (от греческого soma - тело) - термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике. Стресс (от английского stress- напряжение) - состояние напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). Тренировка аутогенная - метод самовнушения, разработанный И. Шульцем в 1932 году. Предполагает обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления и умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью аффективизации значимой деятельности: вначале путем самовнушения достигается релаксация, а затем в этом состоянии проводится основное самовнушение, направленное на те, или иные органы или функции организма. Фрустрация (от латинского frustratio - обман, неудача) - психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Рассматривается как одна из форм психологического стресса. Экспрессия (от латинского expression - выражение) - выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживание другого человека. Я-концепция - всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он есть. Я-образ - образ или представление о «Я». То «Я», которым, как предполагает человек, он является.
Литература:
1. Авидон И., Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте: Материалы для подготовки и проведения. - СПб., 2008. - 192 с. 2. Азими К. Учебник медитации. – М., 2003. - 240 с. 3. Акиндинова И.А. Самопомощь // Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. – СПб., 2001. – 144 с. 4. Алиев Х.М. Защита от стресса. – М., 1996. – 186 с. 5. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка. Метод психической саморегуляции. – М., 1989. – 304 с. 6. Алексеев Л. Л., Громова Л. Л. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1992. – 124 с. 7. Алиев Х.М. Защита от стресса. – М., 1996. – 165 с. 8. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! – СПб., 1998. – 150 с. 9. Антонов В.В. Искусство быть счастливыми. Система психической саморегуляции. – Л., 1986. – 96 c. 10. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. – М., 2007. – 320 с. 11. Ахмедов Т.И. Практическая медитация – основные правила. – Ростов - на - Дону, 2003. – 250 с. 12. Белинг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. – Мн., 1989. – 180 с. 13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Перевод с английского. – Ростов – на – Дону, 2006. – 384 с. 14. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн., 1996, № 4, С. 64 - 74. 15. Бондс Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). – СПб., 1997. – 182 с. 16. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб., 2001. – 206 с. 17. Бреслав Г.Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. – СПб., 2007. - 224 с. 18. Будиловски Д. Медитация: Практические рекомендации по стилям и способам медитации. – М., 2006. – 36 с. 19. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1999. – 224 с. 20. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. - Воронеж, 1995. - 244 с. 21. Бэндлер Р., Гриндер Д. Формирование транса. - М., 1994. - 250 с. 22. Василенко И.Ю., Симонян Е.В. Сделай свой выбор. Материалы к тренингу (профилактика наркомании). - Севастополь, 2002. - 20 с. 23. Вачков И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. – 240 с. 24. Габдреева Г.Ш. Основы самоуправления психическим состоянием // Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. – Казань, 1983., С. 135 – 191. 25. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. – М., 2001. – 150 с. 26. Глива Є. Принципи психотерапії і гіпнотерапії: Пер. з англ. – Сідней, 1998. – 344 с. 27. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. – К., 1993. – 192 с. 28. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. – М., 1997. – 368 с. 29. Груичич З., Груичич М. Созревание сознания, техники медитации. – М., 2002. – 256 с. 30. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990. – 125 с. 31. Зимбардо Ф.Г. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться): Пер. с англ. – СПб., 1996. – 256 с. 32. Изард К. Эмоции человека. / Перевод с английского. - М., 2006. – 524 с. 33. Каганов Л. Медитация – путь к себе. – М., 1991. – 242 с. 34. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер, 2008. – 124 с. 35. Кандыба Д.В.. Кандыба В.М. Управляемый медитативный тренинг. – М., 1990. – 196 с. 36. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – СПб., 1991.- 225 с. 37. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985. – 186 с. 38. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1997. – 512 с. 39. Клейнзорге Х., Клюмбиес Г. Техника релаксации. – М., 1965. – 245 с. 40. Клемент С. Медитация. Активизация сознания и внимания, релаксация. – М. 2004. – 248 с. 41. Ковалев В.Н. Семинар-тренинг «Стрессменеджмент» - эффективная программа для всех: Валеологический практикум // Практическая психология и социальная робота. – 2005, № 1 (70), С. 60 - 68. 42. Ковалев В.Н., Мирошина Г.Г., Тищенко С.М. Тренинги для старшеклассников, педагогов, родителей: Методическое пособие. – Севастополь, 2004. – 320 с. 43. Ковалев В.Н. Развивающие и коррекционные тренинги: Учебно-методическое пособие. – Севастополь, 2007. – 282 с. 44. Ковалев В.Н. Тренинг по управлению стрессами: учебное пособие. – Севастополь, 2009 – 32 с. 45. Ковалев В. Н., Султанова И. В. Тренинг стрессоустойчивости личности: Учебно-методическое пособие. - Ялта, 2010. - 102 с. 46. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. – М., 2001. – 322 с. 47. Кокс Т. Стресс. – Л., 1982. – 312 с. 48. Колодзия Б. Как жить после психической травмы: Пер. с англ. – М., 1992. – 96 с. 49. Лазарус А. Мысленным взором: образы как средство психотерапии. – М., 2000.- 260 с. 50. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - 2-е изд. - СПб., 2008 - 208 с. 51. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993. – 265 с. 52. Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? // Стиль человека: психологический анализ. - М.. 1998. - 204 с. 53. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – Л., 1986. – 285 с. 54. Лобзин В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников. – Л., 1986. – 350 с. 55. Маклани В. Медитация. – СПб., 2003. – 305 с. 56. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. - М., 2008. - 1024с. 57. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995. – 320 с. 58. Махаси С. Практика реальной медитации. – М., 2003. – 240 с. 59. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М., 1989. – 44 с. 60. Озанец Н. Медитация для начинающих / Перевод с английского. – М., 2004. – 144 с. 61. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. - СПб., 2002. - 275 с. 62. Пауэлл Дон. Как победить стресс. // Наука и жизнь. – 1992, № 4, 5 – 6. 63. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. - СПб., 2001. – 250 с. 64. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона: Психологический практикум. – Мн., 1996. – 128 с. 65. Прутченков Б.Д. Социально-психологический тренинг. – М., 1997. – 364 с. 66. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 2002. – 240 с. 67. Рай К. Цветомедитация. – М., 1995. – 164 с. 68. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Перевод с английского. – М., 1992. - 240 с. 69. Репин А.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. – М., 1983. – 96 с. 70. Розенберг Л., Гай Д. Секреты медитативного дыхания, медитация випассана. – М., 2006. – 287 с. 71. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2002. – 175 с. 72. Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. – Алма-Ата, 1970. – 144 с. 73. Рудестам К. Групповая психотерапия. - 4-е изд. - М., 2003. – 360 с. 74. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка: Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1979., С. 176 – 192. 75. Седомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. - М., 2005. - 250 с. 76. Селье Г. Психофизиология стресса. - М., 1991, - 305 с. 77. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. – 480 с. 78. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., 2003. – 224 с. 79. Судаков К.В., Юматов Е.А., Ульянинский Л.С. Системные механизмы эмоционального стресса // Механизмы развития стресса. - Кишинев, 1987, С. 52 - 79. 80. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – Запорожье, 1993. – 386 с. 81. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. – М., 2003. – 240 с. 82. Тересов И.Н. Динамическая медитация. – СПб., 2004. – 215 с. 83. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М., 1998. - 302 с. 84. Томас К. Высшая степень аутогенной тренировки: перевод с немецкого. – М., 1997. – 62 с. 85. Томас К. Практика самогипноза в аутогенной тренировке (по И.Г. Шульцу): Перевод с немецкого. – М., 1992. – 328 с. 86. Уиллс П. Визуализация для начинающих. – М., 2003. – 224 с. 87. Уотерс Дж.Д. Секреты медитации. – Шадринск, 1994. – 125 с. 88. Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса. – М., 1999. – 240 с. 89. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - СПб., 2000. - 218 с. 90. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. – М., 1999. – 256 с. 91. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. №е изд. - М., 2007. - 244 с. 92. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю. Баскаков. - М., 1997. - 384 с. 93. Хейли Дж. Необычайная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона. - СПб., 1995. - 260 с. 94. Хей Л. Исцели себя сам. Психологические причины болезней и метафизические пути их преодоления. - Кишинев, 1996. - 205 с. 95. Шапарь В.Б., Шапарь О.В., Россоха В.Е. Новейший психологический словарь / Под общей ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 808 с. 96. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: Перевод с английского. – Мн., 2005. – 128с. 97. Шри Ч. Медитация. – М., 1993. – 306 с. 98. Шубина Е.В. Медитация: путь к совершенству. – СПб., 2002. – 165 с. 99. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М., 1985. – 94 с. 100. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение.– М., 1985. – 412 с. 101. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - Ростов – на - Дону, 2008. – 244 с. 102. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб., 1999.- 320 с. 103. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. – СПб., 1997. – 225 с. 104. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. – 236 с. 105. Якубанцев Б. Руководство по телесно-ориентированной психотерапии. - СПб., 2000. - 320 с. 106. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. – М., 2001. - 380 с. 107. Johnson J.H., Sarason I.G. Life stress, depression and anxienty: Internal-exsternal control as a moderator variable. - J. Psychosom. Res., 1978, vol. 22, N 3, р. 6096 - 6097. 108. Schneider D. Stress and sleep. - Schweiz. Arch. Neurol., Neurochir. und Psychiat., 1977, vol. 121, N 1, р. 47 - 54. 109. Тренинговая процедура " Сочинение на заданную концовку" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 10.02.2010. – Режим доступа: https://azps.ru/training/kit/sochinenie.html (10.02.2010). 110. Техника «Последний час» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 6.02.2010. – Режим доступа: https://azps.ru/training/kit/posledniy_chas.html (6.02.2010).
|