Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подведение итогов занятия, рефлексия участников.






ЗАНЯТИЕ - II. «АРГУМЕНТАЦИЯ ЗНАЧИМОГО»

Цель: осознание табачной зависимости и формирование установки на отказ от нее.

Упражнение № 1 «Три имени»

Цель: эмоциональное раскрытие участников, развитие саморефлексии, формирование положительной установки на работу.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Шахматы»

Цель: сформировать более осознанную позицию в отношении табакокурения и выработать у него навыки аргументированной защиты своей позиции.

Если группа большая, то ее делят на части (по 5-7 человек), количество участников в подгруппах должно быть нечетным. Задается тема для обсуждения: «Допустимо ли курение в обществе?».

Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются «на первый-второй». Первые номера отстаивают одну точку зрения, начиная свое выступление словами: «Да, курение допустимо...», а вторые - противоположную: «Нет, курение недопустимо...» Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий сначала перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. Например: «Насколько я понимаю, ты, Сергей, считаешь, что курить нельзя, так как это подрывает здоровье человека, но мне кажется, что ничего страшного нет в том, что человек хотя бы раз попробует курить...» Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные благодаря нечетному числу участников.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Незаконченные предложения»

Цель: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Участникам раздается бумага и карандаши. Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:

1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от табака, тогда я...
2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...
3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через...
4. Когда я наблюдаю, поведение зависимого человека, я понимаю, что...
5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это...
6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что...
7. Быть независимым для меня означает...
8. Как я понимаю, зависимость это...

Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Скульптура зависимости»

Цель: дать участникам глубоко (вплоть до мышечного уровня) прочувствовать и осознать, что такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.

Участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить «скульптуру зависимости» так, как они ее себе представляют. Ведущий объясняет, что «материалом» для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.

Рефлексия.

Упражнение № 5 «Социальная реклама»

Цель: закрепление негативного отношения к курению, формирование представлений о том, чего лишают себя курильщики, развитие эмпатии и децентрации.

Участники делятся на команды по 3-5 человек. Каждая команда получает большой лист ватмана и кипу старых глянцевых журналов. При помощи заголовков, фотографий и картинок, вырезанных из журналов, необходимо составить макет для рекламного щита. Цель социальной рекламы – призвать молодежь отказаться от курения. Команды по очереди представляют свои макеты и дают необходимые пояснения.

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Чемодан в дорогу»

Цель: формирование адекватного самовосприятия в отношении борьбы с никотиновой зависимостью, обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях.

Группа садится по кругу. Ведущий: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам отказаться от курения, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции». После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется.

Рефлексия занятия.

 

II ступень: «СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ БЕЗ СИГАРЕТ?»

ЗАНЯТИЕ -III. «САМОРЕГУЛЯЦИЯ»

Цель: формирование умений саморегуляции.

По усмотрению тренера, в этой серии занятий можно использовать тренинги саморегуляции функциональных состояний, приведенные в этой книге. Выбор программы определяется временем, отведенным на занятия второй ступени (два занятия), а также социологическими характеристиками группы и степенью их подготовленности к обучению навыкам саморегуляции функциональных состояний (опытом участия в аналогичных тренинговых мероприятиях).

Упражнение № 1 «Ритуальное приветствие»

Цели: разогрев группы; развитие эмпатии.

Необходимое время: 5 минут.

Члены Т-группы садятся в круг и берут друг друга за руки. Они закрывают глаза и стараются мысленно передать друг другу теплые, добрые, дружеские чувства и пожелания. Через две-три минуты тренер предлагает всем на счет «три» хором произнести слова: «Всем привет и удачного дня!».

Рефлексия предыдущего занятия.

Упражнение № 2 «Картина»

Цель: развитие первичных способностей визуализации образов.

Планируемое время: 5 минут.

Представьте понравившийся вам природный пейзаж. Воспроизведите (визуализируйте) мысленно его подробно в деталях. Определите свое место в нем. А теперь мысленно представьте с собой рядом того (тех), с кем вы хотели там быть вместе.

Мысленно измените цветовой фон. Меняйте полутона этой воображаемой картины. Можете взять волшебную кисть и что-то дорисовать, изменить в пейзаже.

Упражнение выполняется в течение 3 - 5 минут.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Психогимнастика»

Цель: овладение навыками психической саморегуляции.

Время: 5 - 7 минут.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал